Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Самохиной Н.А.
и судей Федерякиной Е.Ю., Ефимовой И.Е.
при секретаре Елисеевой Е.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе с учетом дополнений истцов Шухова З.А., Шуховой Э.А. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 июля 2017 года, которым постановлено:в удовлетворении исковых требований Шухова З.А. и Шуховой Э. А. к Правительству РФ, Правительству Москвы, Департаменту образования города Москвы об обязании обеспечить ребенку доступ к бесплатному дошкольному образованию, ликвидировать очередь на зачисление в ребенка в детское дошкольное учреждение, обеспечить местом в детском дошкольном учреждении и направить ребенка на образовательную организацию, предоставить возможность принять участие в образовательном процессе - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Шухов З.А. и Шухова Э.А. обратились в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Шухова Б.З. к ответчикам Правительству РФ, Правительству Москвы, Департаменту образования города Москвы и просили суд обязать Правительство РФ в течение 14 дней обеспечить для Шухова Б.З. доступ к бесплатному дошкольному образованию в одной из государственных общеобразовательных организаций города Москвы, функционирующих на территории Пресненского района, обязать Правительство РФ, Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы в течение 14 дней ликвидировать перед Шуховым Б.З. очередь на зачисление в ГБОУ СРШ N124, ГБОУ Школа N2030, ГБОУ Школа N2055, обязать Департамент образования города Москвы в течение 14 дней обеспечить ребенка свободным местом в группе полного дня дошкольного отделения любого ГБОУ города Москвы, функционирующего на территории района Пресненский и направить ребенка в данную образовательную организацию, предоставить ему возможность принять участие в образовательном процессе не позднее чем с 01 сентября 2017 года. В обоснование заявленных требований указано, что в феврале 2013 года истцом Шуховой Э.А. было подано заявление на интернет-ресурс АИС "Заявление в ДОУ" для направления дочери на зачисление в основную общеобразовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, где выбран год поступления - 2014 учебный год. До настоящего времени место в детском саду несовершеннолетнему ребенку не предоставлено.
Представитель истца и истцы в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков Департамента образования города Москвы и Правительства Москвы в судебное заседание явился, иск не признал.
Представитель Правительства РФ в судебное заседание не явился, извещен судом о дате рассмотрения дела.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просят истцы Шухов З.А. и Шухова Э.А. по доводам апелляционной жалобы с учетом дополнений.
Изучив материалы дела, выслушав истца Шухова З.А. и представителя истцов по доверенности Дружинина К.Д., представителей ответчиков Правительства Москвы, Департамента образования г. Москвы по доверенности Батищева Е.А., Васильева Д.А., обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об образовании в РФ", право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со ст. 67 ФЗ "Об образовании в РФ", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Как правильно указал суд первой инстанции, с 07 ноября 2013 года действуют утвержденные Департаментом образования г. Москва Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила).
В соответствии с разделом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет следующих приоритетов:
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет жителей города Москвы,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет жителей города Москвы,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 8 месяцев жителей города Москвы,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев жителей города Москвы,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, родители которых проходят службу в государственных органах и зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы (Вооруженные силы, полиция, прокуратура, Следственный комитет и др.);
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявление Шуховой Э.А. от 20.02.2013 о постановке её ребёнка на учёт для направления на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы было принято, ему присвоен номер N 4510 0000 9081 9961.
По данным комплексной автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательные учреждения" Департамента образования города Москвы несовершеннолетний Шухов Б.З., 17.08.2012 года рождения, зарегистрирован в электронной очереди для поступления в дошкольную группу ГБОУ "Школа N 2030" (приоритетное образовательное учреждение), ГБОУ "Школа N 1241", ГБОУ "Школа N 2055" (дополнительные образовательные учреждения).
Как следует из справки ГБОУ "Школа N 2030" от 24.07.2017 N 116, по состоянию на 24.07.2017 в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанГТиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Как следует из справки ГБОУ "Школа N 1241" от 24.07.2017 б/н, по состоянию на 24.07.2017 в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Как следует из справки ГБОУ "Школа N 2055" от 24.07.2017 б/н, по состоянию на 24.07.2017 в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке Департамента образования города Москвы от 24.07.2017 б/н, государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, района Пресненский Центрального административного округа города Москвы, на территории которого зарегистрирован Шухов Б.З., ... года рождения, а также смежных районов по состоянию на 24.07.2017 укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке Департамента образования города Москвы от 24.07.2017 б/н, государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, расположенные на территории Центрального административного округа города Москвы, по состоянию на 24.07.2017 укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Разрешая спор, применяя положения ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Временных правил регистрации заявлений о постановке на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком Департаментом образования г. Москвы возложенных на него функций, принимая во внимание отсутствие свободных мест, а также то, что реализация конституционного права малолетнего сына истцов на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждения, учитывая, что ответчик истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении не отказывал. Также судом принято во внимание, что Временными правилами не предусмотрены сроки предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении. В связи с изложенным, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая требования истцов, заявленные к Правительству РФ и Правительству Москвы, суд пришел к правильному выводу о том, что Правительство РФ и Правительство Москвы по указанным требованиям являются ненадлежащими ответчиками по следующим основаниям.
Согласно п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего учреждениях и на предприятиях.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 8 названного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 3.1 ст. 2 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" государственными образовательными учреждениями города Москвы являются образовательные учреждения, созданные городом Москвой и (или) находящиеся в ведении города Москвы; муниципальные образовательные учреждения - образовательные учреждения, созданные внутригородскими муниципальными образованиями - городскими округами Троицк и Щербинка (далее - городские округа). Согласно ч. 5 данной статьи система образования города Москвы является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:
1) преемственных образовательных программ различных уровня и
направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований;
2) сети реализующих их образовательных учреждений и организаций;
3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и
подведомственных им учреждений и организаций;
4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-
общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Частью 1 ст. 5 Закона г. Москвы от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в городе Москве" предусмотрено, что в целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, может создавать предусмотренные настоящей статьей типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения (к числу которых данной нормой отнесены детские сады).
Таким образом, система государственных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города, находится в ведении города Москвы.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-1111, Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования.
В силу п. п. 4,2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования г. Москвы относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях г. Москвы, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.
Приказом Департамента от 11.02.2011 N 126 утвержден порядок комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы (далее - приказ от 11.02.2011 N 126).
В соответствии с приложением к приказу Департамента от 17.12.2013 N 852 "О признании утратившими силу правовых актов Московского комитета образования и Департамента образования города Москвы" с 17.12.2013 утратил силу Приказ Департамента образования города Москвы от 11.02.2011 N 126.
При этом, Департаментом приняты Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (в редакции от 13.12.2013 и 13.02.2014) и утвержденные руководителем Департамента 14.07.2014 (далее - Временные правила).
Таким образом, правоотношения по обеспечению дошкольным образованием урегулированы Департаментом образования города Москвы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах, подтвержденных соответствующими доказательствами, и отвечают требованиям норм материального права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 июля 2017 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений Шухова З.А., Шуховой Э.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.