Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Вьюговой Н.М.
судей Мареевой Е.Ю., Акульшиной Т.В.
при секретаре Демену Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Вологина А.С., 3-их лиц - Вологиной О.Н., Вологиной Ю.А. на решение Щербинского районного суда г.Москвы от 23 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Вологина Алексея Сергеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Москве об обязании исключить жилое помещение из состава специализированного фонда, признании права общей долевой собственности в отношении жилого помещения, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Вологин А.С. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по г.Москве, обосновывая свои требования тем, что в период прохождения военной службы в МЧС РФ из-за отсутствия в г.Москве жилого помещения он с семьей были зарегистрирован по месту жительства по адресу: ******.
28 февраля 2013 года ему, а также супруге Вологиной О.Н. и дочери Вологиной Ю.А. по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения была предоставлена в пользование квартира по адресу: ******.
Согласно приказу от 05 июня 2014 года N 6-л/с Вологин А.С. был уволен с военной службы в запас с правом получения пенсии за выслугу лет и льгот, как ветеран военной службы.
Однако истец не может воспользоваться своим правом на приватизацию указанной квартиры и зарегистрироваться в ней по месту жительства, в связи с чем просил исключить квартиру по адресу****** из состава специализированного (служебного) фонда МЧС России по г.Москве; признать за Вологиным А.С., Вологиной О.Н. и Вологиной Ю.А. право общей долевой собственности на указанную квартиру в равных долях (л.д.3-5).
Истец Вологин А.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель истца Вологина А.С. - Новиков Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что истец постоянно проживает в спорной квартире, оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, при получении служебной квартиры истца сняли с очереди, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Представители ответчика ГУ МЧС России по г.Москве по доверенностям Лагутина О.Ю. и Нуньес Е.А. в судебном заседании возражали против исковых требований, пояснив, что Вологин А.С. не обращался в МЧС РФ с рапортом о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В период прохождения военной службы истцу была предоставлена служебная квартира, которая теперь не может быть исключена из специализированного жилого фонда и передана истцу по договору социального найма.
Третьи лица Вологина О.Н. и Вологина Ю.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении иска просят Вологины в апелляционной жалобе
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Вологина А.С. - Новиков Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представители ответчика Лагутина А.Ю. и Денисов И.П. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст.2 указанного закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального Закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абз.15 п.1 ст.15 Закона, военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Из положений ч.5 ст.2 Федерального закона РФ N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" следует, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Согласно ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, согласно п.12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований установленных настоящими Правилами.
В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Вологин А.С. проходил службу в МЧС России.
На основании решения ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 2 от 10 января 2013 года Вологину А.С. и членам его семьи: жене - Вологиной О.Н. и дочери - Вологиной Ю.А. выделили служебное жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МЧС России, в виде отдельной двухкомнатной квартиры, площадью 60,3 кв.м., в том числе жилой площадью 36,4 кв.м. по адресу: ******2.
Между Вологиным А.С. и МЧС России был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения N 501-С от 28 февраля 2013 года (л.д.12-16). Согласно п.3 указанного договора он заключен на время прохождения нанимателем службы в МЧС РФ.
05 июня 2014 года Вологин А.С. уволен в запас с правом получения пенсии за выслугу лет и льгот, как ветеран военной службы.
Согласно выписке из домовой книги, Вологин А.С. постоянно зарегистрирован по адресу*****.
26 января 2016 года Вологин А.С. обратился в ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" с заявлением об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма на занимаемую площадь. 04 февраля 2016 года истцом получен ответ об отказе в предоставлении Вологину А.С. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма, указав, что ему и членам его семьи в составе 2-х человек было распределено служебное жилое помещение по адресу: ******, после чего Вологин А.В. был исключен из списков нуждающихся в получении служебного жилья (л.д.6-8). При повторном обращении 06 декабря 2016г. Вологина А.С. в ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" с заявлением о заключении с ним договора социального найма ему также было в этом отказано (л.д.9).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент предоставления истцу спорной жилой площади, она являлась служебной и таковой остается до настоящего времени. О том, что это жилье является служебным, истец знал еще при заключении с ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" договора найма служебного помещения от 28 февраля 2013 года, из которого следует, что жилое помещение предоставляется временно - на период прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в иске, с учетом того обстоятельства, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МЧС РФ, истец занимает его на основании договора найма специализированного (служебного) жилого помещения. При этом, при предоставлении служебного жилого помещения Вологин А.С. был снят с учета как нуждающийся в служебных жилых помещениях, но с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по правилам, установленным ст.51 ЖК РФ, истец не обращался.
Доводы жалобы о том, что при увольнении с военной службы истцу и членам его семьи, в соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" должно было быть предоставлено жилое помещение, несостоятельны, поскольку с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, в установленном постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N 512 порядке, в частности, подачей соответствующего рапорта, Вологин А.С. не обращался. При этом доводы жалобы, что ему было обещано руководством, что занимаемое служебное жилое помещение переведут в его пользование по договору социального найма, несостоятельны, поскольку ничем не подтверждаются.
Доводы 3-их лиц Вологиной О.Н. и Вологиной Ю.А., что суд не привлек их к участию в дело в качестве истцов, не влекут отмену решения суда, поскольку суд разрешилтребования с учетом прав и обязанностей указанных лиц.
Проверив дело с учетом требований ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г.Москвы от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Вологина А.С., 3-их лиц - Вологиной О.Н., Вологиной Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.