Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В.,
и судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.,
при секретаре Утешеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮВАО г. Москвы
на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года, которым постановлено:
Иск Галкиной Т.Ю. к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы N *** от 09.11.2016 г.
Признать за Галкиной Татьяной Юрьевной право на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет в отношении Б. *** года рождения.
Обязать Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы назначить Галкиной Татьяне Юрьевне ежемесячную компенсационную выплату лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет в отношении Б. с 01 ноября 2016 года ",
УСТАНОВИЛА:
Галкина Т.Ю. обратилась в суд с иском к УСЗН ЮВАО г. Москвы, мотивируя свои требования тем, что на основании договора о приемной семье является опекуном несовершеннолетнего Б., *** года рождения, который является ребенком-инвалидом, оставшимся без попечения родителей. На момент устройства под опеку Б. не имел регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, в договоре о приемной семье место жительства Б. определено по месту фактического жительства опекуна по адресу: г. Москва, ***. При обращении в УСЗН района Кузьминки г. Москвы за начислением и предоставлением ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет истцу было отказано в предоставлении указанной выплаты по причине того, что у ребенка отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в г. Москве, а имеется лишь временная регистрация на срок заключения договора о приемной семье. Истец просила суд признать решение УСЗН ЮВАО г. Москвы от 09.11.2016 г. об отказе в назначении и предоставлении ей ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет незаконным, признать за ней право на получение указанной выплаты и обязать ответчика назначить и предоставить указанную выплату.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить УСЗН ЮВАО г. Москвы.
На заседание судебной коллегии явились представитель ответчика Бочарова Е.Д. , которая доводы апелляционной жалобы поддержала, а также истец Галкина Т.Ю. и представитель истца Киселёва И.С., которые возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Главы Администрации Крапивенского муниципального района Кемеровской области от 27.02.2014 г. N ***, распоряжения УСЗН района Кузьминки г. Москвы от 04 марта 2014 года N *** и договора о приемной семье от 04 марта 2014 года N ***, Галкина Т.Ю. является опекуном малолетнего Б. *** года рождения, имеющего инвалидность по категории ребенок-инвалид, обязанности опекуна осуществляет на основании договора о приемной семье. Галкина Т.Ю. зарегистрирована по месту жительства в городе Москве по адресу: ***. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 05.07.11 г. N ***, несовершеннолетний Б. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу опекуна сроком с 13.03.2014 г. по 05.07.2029 г. на период действия договора о приемной семье.
Истцу при обращении за получением государственной услуги по назначению и предоставлению ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет решением Отдела социальной защиты населения района Кузьминки г. Москвы от 09.11.2016 года N *** было отказано в предоставлении такой выплаты, в связи с наличием у ребенка временной регистрации в г. Москве и отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты на ребенка-инвалида и возложении на ответчика обязанности производить такие выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупностью исследованных доказательств подтвержден факт проживания несовершеннолетнего совместно с приемным родителем в г. Москве.
Однако судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям:
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", регулирующий отношения по установлению статуса многодетных семей, предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 данного Закона право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет ( п. 3 ч. 1 ст. 7, ст. 9), возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Порядок назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, устанавливаемых за счет средств бюджета города Москвы, в целях поддержки многодетных, студенческих, неполных и других социально незащищенных категорий семей с детьми, установлен в Положении о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП, в пунктах 4, 24 (1) которого закреплено, что денежные выплаты назначаются и выплачиваются управлениями социальной защиты населения города Москвы при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства в городе Москве.
На основании п. 44 названного Положения наличие права на денежные выплаты (место жительства родителей с детьми, возраст детей, принадлежность детей и (или) родителей к категории, определенной настоящим Положением) и отсутствие обстоятельств, при наступлении которых денежные выплаты не назначаются и не выплачиваются, определяются на день обращения за назначением денежных выплат.
Таким образом, действующее законодательство города Москвы связывает право граждан на денежные выплаты с наличием постоянного места жительства в г. Москве.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Закона от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 г. N 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
Несовершеннолетний Б. до передачи в приемную семью являлся воспитанником ГКУЗ Губернского специализированного дома ребенка "Остров доброты" (Кемеровская область), его мать лишена родительских прав на основании решения суда, распоряжением УСЗН района Кузьминки г. Москвы от 04 марта 2014 года N *** определено место фактического проживания ребенка по адресу опекуна, но не определено место его постоянного проживания в г. Москве, более того, на Б. выдано свидетельство о временной регистрации по месту пребывания в жилом помещении приемного родителя на определенный период, а именно на период сохранения над ним опеки, что не указывает на постоянный характер места жительства в г. Москве, в связи с этим Галкина Т.Ю. не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, учитывая, что ребенок, на которого назначается данная выплата, не имеет места жительства в г. Москве.
Кроме того, суд не принял во внимание, что в силу ст. 9 Закона г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" требуемая истцом ежемесячная компенсационная выплата устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю), не занятому в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.
Из материалов дела следует, 04 марта 2014 года между Галкиной Т.Ю. и УСЗН района Кузьминки города Москвы ЮВАО был заключен договор N *** о приемной семье, по условиям которого приемный родитель на возмездных условиях принял на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетнего Б., а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей ( п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений ( п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации ( п. 2 ст. 153 СК РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 СК РФ усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
В ст. 217 НК РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 НК РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Галкина Т.Ю., являясь стороной договора о приемной семье, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим истец, как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, предусмотренной Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении истцу ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, и для обязания ответчика производить указанные выплаты.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать Галкиной Татьяне Юрьевне в удовлетворении требований к УСЗН ЮВАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения, признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, обязании назначить выплату.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.