Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Олюниной М.В.,
при секретаре Габо А.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чубаровой Н.В. дело по апелляционное жалобе Яворского С.С. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 17 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Яворского С. С. к Федеральной Таможенной службе России о признании незаконны и отмене решения Комиссии ФТС России от 07 ноября 2016 года отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец Яворский С.С. обратился в суд с иском к Федеральной Таможенной службе России и просил признать незаконным и отменить решение Комиссии ФТС России от 07.11.2016 года о постановке истца на учет для предоставления единовременный социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.08.2015 года; обязать Комиссию ФТС России поставить истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11.12.2013 года, то есть с момента постановки истца на указанный учет Комиссией ЦТУ. Истец считает, что указанное решение было принято Комиссией ФТС России с нарушением закона и подлежит изменению, а именно - в нарушение требований пункта 8 Правил Комиссия ФТС России поставила истца на учет не с даты его постановки на учет Комиссией ЦТУ, а с даты его снятия с регистрационного учета по месту жительства - 20.09.2015 года.
Истец Яворский С.С. в судебное заседание первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ФТС России по доверенности Савченко Д.С., Скрипченко М.В., Кравченко Н.В. в судебное заседание первой инстанции явились, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Яворский С.С. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав истца Яворского С.С., представителя ответчика ФТС России Горбачеву Е.Г., исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, находит решение находит решение подлежащим отмене в соответствии с подп. 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Яворский С.С. является сотрудником ФТС России. Ранее истец являлся сотрудником Центральной оперативной таможни. Комиссией ЦТУ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, ЕСВ истец был поставлен с 11.12.2013 года на учет для предоставления ЕСВ.
На основании приказов ФТС России от 16.12.2014 года N 3653-К, ЦОТ от 17.12.2014 года N 331-К с 18.12.2014 года истец был переведен по службе из ЦОТ в Центральный аппарат ФТС России.
30.03.2015 года после перевода по службе истцом было подано заявление для постановки на учет для предоставления ЕСВ.
Согласно представленным вместе с заявлением документам истец с 02.03.2004 года был зарегистрирован по месту жительства (постоянно) в жилом доме общей площадью * кв.м. по адресу: МО, * район, д. *, улица *, дом *, являясь собственником ? доли дома в период с 02.03.2004 года по 05.03.2004 года.
После прекращения права собственности на указанное жилое помещение 05.03.2004 Яворский С.С. не снимался с регистрационного учета по месту жительства до 20.08.2015 года.
04.04. 16 г. Яворский С.С. представил в Комиссию ФТС России сведения о снятии его 20.08.2015 г. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: * область, * район, д. *, ул. *, д. *.
В соответствии с выпиской из Протокола N 4 от 07 ноября 2016 года Яворский С.С. был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения на основании пп.1 п.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Очередность принятия на учет Яворского С.С. определить исходя из даты снятия его с регистрационного учета по месту жительства - 20.08.2015 года. Также было постановленовключить истца в Книгу учета сотрудников структурных подразделений ФТС России, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, под N * и рассматривать вопрос о предоставлении единовременной социальной выплаты Яворскому С.С. после номера N *.
Отказывая в удовлетворении требований Яворского С.С., суд согласился с решением Комиссии ФТС России, указав, что определить условие постановки Яворского С.С. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты представилось возможным только после снятия истца с регистрационного учета по месту жительства, т.е. после 20.08.2015 г., что и было сделано, кроме того, комиссия по новому месту службы истца не была согласна с решением комиссии по его предыдущему его месту службы.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность в таможенных органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Правила предоставления субсидии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Пунктом 7 Правил установлено, что постановка на учет осуществляется на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с п. 8 Правил при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
В качестве одного из оснований для отклонения требований истца явилось то обстоятельство, что комиссия по новому месту службы истца не была согласна с решением комиссии по его предыдущему месту службы.
Возможность несогласия с решением Комиссии ЦТУ предусмотрена в Порядке формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111.
Пунктом 26 Порядка установлено, что в случае несогласия с принятым Комиссией решением сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, вправе обжаловать его в установленном порядке.
Таким образом, законодательством Комиссии ФТС России не предоставлено право принятия каких-либо действий в случае несогласия с решением Комиссии ЦТУ, что не учтено судом при вынесении решения.
Кроме того, судом не исследованы положения Порядка, исходя из которых Комиссия ФТС России не обладает полномочиями по пересмотру решения ЦТУ. Такими полномочиями обладает только суд.
Однако решение ЦТУ в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено, является действующим. Соответственно, данное решение подлежало применению при вынесении решения Комиссией ФТС России.
Наличие у истца регистрации по месту жительства по адресу: * область, * район, д. *, ул. *, д. *, в период до 20.08.2015 г., на что ссылалась Комиссия ФТС России при принятии оспариваемого решения, не является подтверждением наличия у истца права пользования спорным жилым помещением.
Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 указано, что исходя из положений Конституции отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
Из объяснения истца следует, что Яворский С.С., ранее зарегистрированный в Приморском крае, не имел регистрации в Москве или в Московской области при поступлении на работу в таможенные органы. По данным администрации городского поселения Лотошино Московской области в доме N * по ул. *, д. * * района было зарегистрировано 66 граждан, с 2004 года в указанном домовладении никто не проживает, домовладение представляет собой заброшенное, длительное время не эксплуатируемое строение, частично поврежденное пожаром (сообщение N 3/53-966 от 25 июня 2015 г. л.д. 62).
Таким образом, материалы дела подтверждают объяснения истца о том, что он не обладал правом пользования жилым помещением по адресу: * область, * район, д. *, ул. *, д. *, в период с 2004 г. по 20.08.2015 г.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 указано, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения в силу статьи 3 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-1. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Учитывая изложенное, наличие у истца регистрации по месту жительства не могло служить определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии у него права на указанное жилое помещение, и не могло являться основанием для ограничения его права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ссылка на не предоставление истцом документов, предусмотренных п.п. "з" п. 5 Правил, не может быть признана коллегией состоятельной в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил представлению подлежат выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Таким образом, данный пункт предусматривает возможность представления одного из альтернативных комплектов документов.
Истцом было представлено письмо Администрации городского поселения Лотошино от 25.02.2015 N 3/53-251, согласно которому Администрация городского поселения Лотошино запрошенными документами не располагает, финансовые счета по оплате коммунальных услуг в частном жилом доме должны находиться у собственника жилого дома, сведениями о месте неимущественного проживания собственника Администрация городского поселения Лотошино не располагает.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 16.03.2015 N 50/002/002/2015-692 собственником жилого дома по указанному адресу является В.В. Ульянов.
Указанные документы, а также пояснения истца, подтверждающие невозможность получения по независящим от него причинам выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов по указанному адресу, представлены Яворским С.С. в Комиссию ФТС России.
Более того, Комиссия ФТС России самостоятельно получила от Администрации городского поселения Лотошино сведения о невозможности предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов (письмо от 25.02.2015 N 3/53-251).
Таким образом, Яворским С.С. представлены документы, предусмотренные подпунктом "з" пункта 5 Правил, т.е. истцом представлены все документы, предусмотренные Правилами, в связи с чем Комиссия обязана была рассмотреть его заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Каких-либо письменных требований Комиссии о предоставлении истцом дополнительных документов материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, ссылка Комиссии ФТС России и суда на непредставление истцом документов, предусмотренных подпунктом "з" пункта 5 Правил, либо каких-либо иных документов, является неправомерной и противоречащей требованиям Правил.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о правомерности решения Комиссии ФТС России не основаны на законе.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 17 мая 2017 года отменить.
Признать незаконным решение Комиссии ФТС России от 07 ноября 2016 года в части постановки Яворского С.С. на учет с 20 августа 2015 года.
Обязать Комиссию ФТС России рассмотреть вопрос о постановке Яворского С.С. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 декабря 2013 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.