Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: судьи Горновой М.В.
судей Казаковой О.Н., Быковской Л.И.
при секретаре Молфыгиной А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционной жалобе Солдатова АС
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Солдатова А С к 1-му отделу ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ о признании незаконным решения об отказе в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ, обязать включить в состав участников подпрограммы с даты регистрации заявления в войсковой части 10926 - с 5 мая 2004 года оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Солдатов А.С. обратился в суд с иском к 1-му отделу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ" о признании незаконным решение об отказе в признании участником подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ, обязать включить в состав участников подпрограммы с даты регистрации заявления в войсковой части 10926 - с 5 мая 2004 года. В обоснование требований указав, что, он и члены его семьи (жена, дочь, г. р., дочь, г. р., дочь, г. р.) проживают в жилом помещении, расположенном по адресу., предоставленном ему в период прохождения военной службы по контракту в 1994 году на основании ордера N 1 от 12.09.1994 г. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года N 752-р г. Чехов-3 является закрытым военным городком. 05 мая 2004 года истцом было подано заявление на имя командира войсковой части 10926 о включении его в список кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты". Решением жилищной комиссии войсковой части 10926 от 30 сентября 2004 года (протокол N 8) он и члены моей семьи были включены в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов как граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года (п. 5 пп. "б", п.19) и приказом МО РФ N 2050 от 08 ноября 2011 года 07.10.2016 истец обратился к ответчику с просьбой признать его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, и включить в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат, с момента регистрации его заявления в войсковой части 10926, а именно с 05 мая 2004 года. Однако 03.11.2016 года ему поступило уведомление об отказе в признании его участником программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. по Министерству обороны РФ по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к категории граждан, указанных п. 5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (пп. "а" п. 22 Правил). Истец считает, что основанием, дающим право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, является сам факт проживания определенных категорий граждан в закрытых военных городках. В связи с чем просит суд признать незаконным решение руководителя 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, незаконным и отменить его в полном объеме; обязать 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ включить его, Солдатова Александра Сергеевича, и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с даты регистрации его заявления в войсковой части 10926, а именно с 05 мая 2004 года.
Истец Солдатов А.С. в судебное заседание не явился, о дате месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Миронова Н.М. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, дала суду объяснения, аналогичные доводам заявления.
Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит истец Солдатов А.С. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Солдатов А.С., представитель ответчика ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца - Мироновой Н.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
В соответствии с п. 3 ст. б Федерального закона 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В силу положений абз. 3 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Солдатов А.С. проживает и зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: с 1994 г. 29.06.1998 года уволен из Вооруженных сил РФ по истечении срока военной службы по контракту. Выслуга-10 лет.
Город Чехов-3 включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 752-р.
Решением жилищной комиссии войсковой части 10926 от 30.09.2004 г., утвержденным 02.11.2004 г. командиром войсковой части, истец и члены его семьи включены в список кандидатов на участие в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты".
07.10.2016 г истцом было направлено обращение руководителю 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) с просьбой признать его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, и, включить в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат, с момента регистрации его заявления в войсковой части 10926, а именно с 05 мая 2004 года.
Уведомлением N 27/2016 от 21.10.2016 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Солдатову А.С. с составом семьи (супруга Солдатова Э.М., дочь Солдатова М.А., г. р., дочь Солдатова В.А, г. р., дочь Солдатова П.А, г. р.) отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы по Министерству обороны РФ ввиду несоответствия требованиям пп, "а" п. 22 Правил.
В уведомлении также указано, что предоставление жилищного сертификата по пп."б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено; Солдатов А.С, г.р. и члены его семьи: жена - Солдатова Э.М., г.р.; дочь - Солдатова М.А., г.р.; дочь - Солдатова В.А., г.р., дочь - Солдатова П.А., г.р. зарегистрированы по адресу:. Указанная выше квартира была предоставлена Солдатову А.С. на основании ордера N1 от 12.09.1994 г., выданного начальником КЭЧ Чеховского района Московского военного округа. По данным, имеющимся в 1-ом отделе ФГКУ "Западрегионжильё" Минобороны РФ, квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду и не является служебной. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к Солдатову А.С. и членам его семьи не предъявлено. Следовательно, право, на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы отсутствует.
В соответствии с пп. "б" п, 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее -поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание граждан на территории закрытого военного городка, само по себе, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, указывая на то, что истец не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета; не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку такое право не связанно исключительно с проживанием в закрытом военном городке, а потому ответчик обоснованно отказал истцу в признании его участником подпрограммы, и в выдаче ему государственного жилищного сертификата, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Учитывая, что доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда по существу заявленного спора, отклоняются судебной коллегией по следующим мотивам.
В силу пп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку такое право не связанно исключительно с проживанием в закрытом военном городке. На этом основании ответчик обоснованно отказал истцу в признании его участником подпрограммы, и в выдаче ему государственного жилищного сертификата.
Утверждения истца о том, что вопреки выше приведенному, для участия в программе достаточно лишь волеизъявления нанимателя на участие в данной программе, не основаны на законе.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в иске в связи с недоказанностью заявленных истцом требований, является законным и обоснованным, а доводы изложенные в апелляционной жалобе направлены на переоценку собранных по делу доказательств и фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солдатова А С- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.