Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, Р.Б. Михайловой, при секретаре М.А. Емельяновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Г.М. оглы Гасанова на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2016 года по административному иску Г.М. оглы Гасанова к ГУ по вопросам миграции МВД России, ГУ по вопросам миграции МВД России по г. Москве, отделу в районе Кунцево ЗАО Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве об оспаривании заключения о признании не состоящим в гражданстве России, восстановлении нарушенного права
установила:
Г.М. оглы Гасанов обратился в суд с указанным выше административным иском к ГУ по вопросам миграции МВД России, ГУ по вопросам миграции МВД России по г. Москве, отделу в районе Кунцево ЗАО Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, полагая незаконным заключение, касающееся признания его не состоящим в гражданстве Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что проверка факта приобретения гражданства была неполной, а её выводы не основаны на нормах материального права, не учитывают, что Г.М. оглы Гасанов длительное время постоянно проживает в России, неоднократно был документирован паспортом гражданина РФ, имеет устойчивые связи с Россией.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Г.М. оглы Гасанова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Г.М. оглы Гасанов доводы апелляционной жалобы поддержал с учётом заявленных им ходатайств об истребовании новых доказательств, в удовлетворении которых было отказано в соответствии с протокольным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда.
Представитель ГУ по вопросам миграции МВД России Н.С. Шапарева, по доверенности от 30 декабря 2016 года, просила решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие отдела в районе Кунцево ЗАО Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Г.М. оглы Гасанова, представителя ГУ по вопросам миграции МВД России , обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 13, статьёй 32 того же Закона установлен заявительный порядок оформления приобретения гражданства РФ.
В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в дальнейшем ? Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учётом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населённый пункт);
сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно п. 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдаётся соответствующий документ.
В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 28, 14.07.1997 и "Российской газете" N 135, 16.07.1997.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечёт лишение гражданства Российской Федерации, приобретённого лицом на законном основании.
Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).
Из материалов дела усматривается, что эти требования действующего законодательства органами миграционной власти были соблюдены.
В соответствии с приведёнными законоположениями УФМС России по г. Москве, функции которого в настоящее время выполняют административные ответчики, вправе было по своей инициативе осуществить проверку законности выдачи Г.М. оглы Гасанову паспортов гражданина России, которыми он был документирован в 2002 году в *** области и в 2004 году - в г. *** по заявлению о том, что паспорт пришёл в негодность, в 2005 году - в г. *** по заявлению об утрате паспорта, в том числе проверить факт постоянного проживания Г.М. оглы Гасанова на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" и по результатам составить мотивированное заключение от 2 октября 2012 года о результатах проверки.
Согласно указанному заключению принято постановление о признании Г.М. оглы Гасанова не приобретшим гражданство Российской Федерации, а паспорт гражданина Российской Федерации от 15 января 2005 года серии *** норме *** признан необоснованно выданным вследствие того, что проверка наличия либо отсутствия гражданства у Г.М. оглы Гасанова при документировании его паспортами гражданина Российской Федерации в 2002 году не проводилась, при направлении запроса на предмет обоснованности выдачи Г.М. оглы Гасанову паспорта 6 августа 2002 года серии *** N *** в ОВД *** района *** области, установлено, что указанный паспорт был выдан на другое лицо - ***, *** года рождения, уроженца села ***, который без предъявления паспорта был снят с регистрационного учета как умерший. Сам Г.М. оглы Гасанов паспортом гражданина РФ не документировался, зарегистрированным на территории *** района *** области не значился. По данным АС ЦБДУИГ ФМС России Г.М. оглы Гасанов является гражданином Республики ***, в региональных разделах БД ЕГРН, ЕГРЮ сведения в отношении организаций, указанных в трудовой книжке Г.М. оглы Гасанова, - ИОО "***" г. *** и ООО "***" с февраля *** года по июль *** года отсутствуют.
Согласно заключению ОУФМС России по г. Москве в ЗАО от 16 июня 2015 года принято решение не относить Г.М. оглы Гасанова к категории лиц указанных в п. "а" ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 31.05.2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"", последнему рекомендовано привести свой правовой статус в соответствии с законом.
Разрешая спор по существу, суд пришёл к выводу, что Г.М. оглы Гасанов не опроверг результаты проведённой в отношении него в установленном законом порядке проверки, вкладыш о принадлежности к гражданству РФ Г.М. оглы Гасанову не выдавался, паспортом гражданина Российской Федерации впервые Г.М. оглы Гасанов изначально в 2002 году на законных основаниях не был документирован, оснований возникновения у него гражданства Российской Федерации не подтвердил до настоящего времени. Кроме того, в отношении Г.М. оглы Гасанова представлены сведения о наличии у него гражданства Республики ***.
Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к фальсификации в отношении него доказательств по делу, поскольку из обстоятельств, на которые ссылается Г.М. оглы Гасанов, не усматривается, когда и в каком порядке он приобрёл гражданство Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшей до 1 июля 2002 года, гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Согласно Указу Президента РФ от 24.10.1994 N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", действовавшим до 1 июля 2002 года ? за исключением статей 18-20, статьи 41, которые подлежат применению до настоящего времени, в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, было постановлено, что в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст. 1112) считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Органам внутренних дел Российской Федерации оформлять материалы о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, независимо от срока их регистрации (прописки) на территории России по месту жительства.
Согласно п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325; в редакции от 31 декабря 2003 г.) наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.
Как видно из материалов дела, Г.М. оглы Гасанов не возвращался на территорию России до 6 февраля 1992 года, до 2002 года не имел документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, не выражал личное волеизъявление об оформлении гражданства.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2015 года Г.М. оглы Гасанову отказано в удовлетворении требований об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Справка об отсутствии гражданства Республики ***, на которую ссылается заявитель жалобы, обоснованно была отвергнута судом, поскольку опровергается выданной в последующем справкой компетентных органов Республики ***.
То обстоятельство, что в деле отсутствуют сведения о документировании Г.М. оглы Гасанова паспортом гражданина Республики ***, закон не связывает с основаниями для приобретения гражданства Российской Федерации.
Кроме того, доказательства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не опровергают выводов о том, что паспорт гражданина Российской Федерации на имя Г.М. оглы Гасанова в 2002 году, о приведении которого в негодность заявил последний, был выдан не Г.М. оглы Гасанову, а иному лицу.
При таком положении судебная коллегия не имеет правовых оснований соглашаться с утверждениями Г.М. оглы Гасанова о приобретении им гражданства Российской Федерации.
Соответственно, нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что проверка приобретения российского гражданства была неполной, а паспорта Г.М. оглы Гасанову выдавались в установленном законом порядке.
Таким образом, суд верно определилобстоятельства, имеющие правовое значение по спорному вопросу, связанные с тем, приобрёл ли Г.М. оглы Гасанов гражданство Российской Федерации на момент вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" или в последующем, включая период, когда он обменивал ранее выданные ему паспорта.
Совокупность указанных обстоятельств применительно к названным нормам права, регулирующим спорные правоотношения, свидетельствует, что в гражданстве Российской Федерации Г.М. оглы Гасанов не состоял, паспорт, выданный ему с нарушением установленного законом порядка, то есть без проверки установления оснований приобретения гражданства, обоснованно признан недействительными и изъят. С заявлением о принятии гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке Г.М. оглы Гасанов не обращался.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Г.М. оглы Гасанов не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов административными ответчиками.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.