Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Шаровой О.В.,
при секретаре Федосовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "КВОДРАНЖ" на решение Московского городского суда от 9 марта 2017 года, которыми постановлено:
"Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 8 ноября 2016 года N 51-6330/2016 в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ******.
Исключить установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 8 ноября 2016 года N 51-6330/2016 кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 1 408 703 765 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 251 142 977 рублей 15 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 1 498 917 441 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 2 000 213 657 рублей 75 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 1 354 029 825 рублей 31 копейки; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 768 035 404 рублей 24 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 1 191 374 027 рублей 06 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 930 106 634 рублей 18 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 900 724 351 рублей 96 копеек; объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере 537 328 184 рублей 25 копеек из сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод Акционерного общества "КВОДРАНЖ", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 17 октября 2016 года N ДГИ-И-45237/16 в части пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ******.
В удовлетворении остальной части требований Акционерному обществу "КВОДРАНЖ" отказать",
УСТАНОВИЛА:
АО " КВОДРАНЖ" обратил ось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08 ноября 2016 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0001010:2149, ****** , расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001010:1060 по адресу: ****** , собственником которого является административный истец.
На основании заявления заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы на заседании Комиссии от 08 ноября 2016 года в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости помещений, а именно отнесением помещений к 12 группе "Прочие объекты", принято решение о пересмотре результатов определения их кадастровой стоимости с отнесением помещений к 5 и 7 группам видов использования ("Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального значения", "Объекты офисно-делового назначения"). В соответствии с указанным решением была увеличена кадастровая стоимость объектов.
Административный истец данное решение полагает незаконным, поскольку о проведении заседания Комиссии уведомлен не был . Согласно оспариваемому решению Комиссии была пересмотрена кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в здании с кадастровым номером 77:01:0001010:1060, без указания конкретных кадастровых номеров помещений, кадастровая стоимость которых подлежала пересмотру.
С учетом уточненных требований просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости вышеназванных помещений, определенной по состоянию на 1 января 2014 года и установленной на основании оспариваемого решения Комиссии, внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее установленной кадастровой стоимости помещений, а также отнести спорные помещения к 12 группе объектов оценки "Прочие объекты".
Судом постановленоуказанное решение, которое АО "КВОДРАНЖ" просит отменить в части обязания Комиссии повторно рассмотреть заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Управления Росреестра по Москве, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "КВОДРАНЖ" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001010:2149, ****** , расположенных в здании с кадастровым номером ****** по адресу: ****** .
Кадастровая стоимость помещений по состоянию на 01 января 2014 года определена: помещения с кадастровым номером ****** составила 61 720 540 рублей, помещения с кадастровым номером ****** - 9 924 662 рубля 83 копейки, помещения с кадастровым номером ****** - 65 917 536 рублей 72 копейки, помещения с кадастровым номером ****** - 89 494 783 рубля, помещения с кадастровым номером ****** - 59 184 707 рублей 53 копейки, помещения с кадастровым номером ****** - 32 450 896 рублей 49 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 51 677 726 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером ****** - 39 751 554 рубля 65 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 38 421 917 рублей 87 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 22 222 921 рубль 29 копеек.
17 октября 2016 года заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в том числе указанных выше нежилых помещений в связи с недостоверностью сведений об указанных объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта.
На заседании Комиссии 08 ноября 2016 года принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием сведений об отнесении указанных объектов недвижимости к 5 и 7 группам "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", "Объекты офисно-делового назначения". При этом установлено, что при определении кадастровой стоимости использованы недостоверные сведения, а именно помещения неверно отнесены к 12 группе "Прочие объекты".
На основании указанного решения определена новая кадастровая стоимость помещений: помещения с кадастровым номером ****** - 1 408 703 765 рублей, помещения с кадастровым номером ****** - 251 142 977 рублей 15 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 1 498 917 441 рубль, помещения с кадастровым номером ****** - 2 000213 657 рублей 75 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 1 354 029 825 рублей 31 копейка, помещения с кадастровым номером ****** - 768 035 404 рубля 24 копейки, помещения с кадастровым номером ****** - 1 191 374 027 рублей 06 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 930 106 634 рубля 18 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 900 724 351 рубль 96 копеек, помещения с кадастровым номером ****** - 537 328 184 рубля 25 копеек .
На рассмотрение Комиссии вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов представлен Акт N 9010475/ОФИ о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о снованием для пересмотра результатов определения кадастровой является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пунктам 18 и 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются, в том числе: кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.
При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Разрешая спор и признавая незаконным оспариваемое решение Комиссии, суд первой инстанции исходил из того, что Комиссией не указано, с использованием сведений о какой именно группе объектов недвижимости должны быть пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости каждого из спорных помещений. В нарушение данных положений Комиссия решилапересмотреть результаты определения помещений (без указания их кадастрового номера), расположенных в здании с кадастровым номером ****** , с использованием сведений о 5 и 7 группе видов использования, при том, что кадастровая стоимость объекта может быть рассчитана исходя только из одного вида использования.
Поскольку собственник нежилых помещений был лишен возможности принимать участие в заседании Комиссии, приводить свои доводы, которые могли бы повлиять на принятие решения, а также, учитывая, что решение Комиссии является незаконным, суд пришел к выводу об обязании Комиссии повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Также суд указал, что в судебном заседании нашел подтверждение факт использования недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости нежилых помещений, поэтому не имеется оснований для удовлетворения требований об определении для объектов оценки 12 группы видов разрешенного использования.
Суд проверил и признал не пропущенным срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что суд, не правильно применив пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пришел к ошибочному выводу о необходимости повторного рассмотрения заявления заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут явиться основанием к отмене решения суда, поскольку пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено указание в решении суда на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. Поскольку в судебном заседании было установлено нарушение права собственника помещений на участие в заседании Комиссии, суд обоснованно в целях восстановления допущенных нарушений прав административного истца обязал Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление.
Доводы апелляционной жалобы и письменных объяснений, представленных в судебном заседании апелляционной инстанции, которые сводятся к несогласию с Актом N 9010475/ОФИ, могут быть заявлены административным истцом при новом рассмотрении Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 9 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "КВОДРАНЖ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.