Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайловой Р.Б. административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней административного истца Скобеева Н.М. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 19 октября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявленных требований Скобееву Никите Михайловичу отказать,
УСТАНОВИЛА:
Скобеев Н.М. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решение призывной комиссии района Хамовники от 12 апреля 2016 года о призыве его на военную службу, решение и действия призывной комиссии, отказавшей в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, обязать устранить допущенное нарушение, предоставить отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре до 30 сентября 2018 года, мотивируя свои требования тем, что с 2015 года он проходит обучение в аспирантуре ФГБУН "ИГ РАН" по очной форме обучения, не подлежит призыву на военную службу, имеет право на отсрочку.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец и его представитель по доверенности заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица ФГБУН "ИГ РАН" в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней просит административный истец, утверждая о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Сакуна А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что Скобеев Н.М., ** ****** **** года рождения, состоит на воинском учете в ОВК Замоскворецкого района г. Москвы; решением призывной комиссии от 18 ноября 2014 года Скобееву Н.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением в очной аспирантуре в ФГБНИУ "СОПС" до января 2015 года с обязательством о явке в военный комиссариат с 01 по 30 апреля 2015 года.
Решением призывной комиссии по месту постановки на воинский учет от 12 апреля 2016 года по результатам проведенных в отношении Скобеева Н.М. призывных мероприятий, в том числе медицинского освидетельствования, административный истец признан годным к прохождению военной службы (категория годности "А-3") и призван на военную службу.
Суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о том, что призывная комиссия, принимая оспариваемое решение, действовала законно, без нарушения прав административного истца, который ранее реализовал свое право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, решение о предоставлении отсрочки от 18 ноября 2014 года не оспаривал, напротив, воспользовался правом, которое такая отсрочка ему предоставляла, даже несмотря на тот факт, что у ФГБУНИУ "Совет по изучению производительных", где он проходил обучение в период с 01 ноября 2014 года по 28 сентября 2015 года в очной аспирантуре по специальности "Экономика и управление народным хозяйством" со специализацией "Региональная экономика", отсутствовала государственная аккредитация на осуществление образовательной деятельности по названной программе и он был отчислен из нее, и в соответствии с приказом ФГБУН "ИГ РАН" от 01 октября 2015 года зачислен в основную (бюджетную) очную аспирантуру Института географии РАН по направлению подготовки 05.06.01 "Науки о земле" по специальности 25.00.24 "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география" сроком на три года с 01 октября 2015 года по 30 сентября 2018 года, в связи с чем в удовлетворении требований отказал.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Федерального закона, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.
В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются среди прочего граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Отсрочка от призыва на военную службу по данному основанию предоставляется гражданину только один раз и не сохраняется за гражданином, переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования, как это возможно в отношении отсрочек, предоставляемых по иным основаниям.
Административный истец реализовал в 2014 году право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в очной аспирантуре; правом, которое такая отсрочка ему предоставляла, воспользовался; в 2014-2015 годах военную службу по призыву не проходил; решение от 18 ноября 2014 года не оспаривал, незаконным оно не признано.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска судебная коллегия находит обоснованным; повторное предоставление административному истцу отсрочки в связи с обучением в очной аспирантуре действующем законодательством не предусмотрено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Вопреки утверждениям в дополнении к апелляционной жалобе, нарушений норм материального права при принятии судом решения не допущено. С ама по себе ссылка суда в решении на иную норму Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о незаконности судебного постановления, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права не свидетельствует.
Иные доводы, в том числе связанные с толкованием норм материального права, также признаются коллегией несостоятельными, они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, так как основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца, незаконности решений и действий административного ответчика.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней административного истца Скобеева Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.