Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И., Ставича В.В.,
при секретаре Зейналян Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе Сапожникова Н.Г. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года по административному иску Сапожникова Н.Г. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (в дальнейшем - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета жилого помещения, обязании осуществить постановку на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛА:
Сапожников Н.Г. обратился в суд с указанным выше административным иском к ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, полагая, что им представлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета жилого помещения.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Сапожников Н.Г. ставит вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
6 августа 2016 года Сапожников Н.Г. подал через многофункциональный центр заявление о постановке на государственный кадастровый учет жилого дома по адресу: ... , предоставив технический план объекта.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области от 17 августа 2016 года приостановлено осуществление кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку представленный технический план не соответствует требованиям по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29 ноября 2010 года N583, а именно в составе приложений к техническому плану отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости.
Административным истцом дополнительно предоставлены декларация об объекте недвижимости от 29 августа 2016 года, разрешение на строительство от 11 февраля 2016 года N ...
23 сентября 2016 года заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета, приостановление учета не снято, так как в нарушение пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не был предоставлен технический план испрашиваемого к учету объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении административный иск, суд исходил из отсутствия данных о том, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда следует отменить, а административный иск удовлетворить частично.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 Закон о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статьей 22 Закона о кадастре.
К ним, в частности, относятся: заявление; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Основания приостановления в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 26 Закона о кадастре, согласно которой орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи.
Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Как установлено судом первой инстанции, Сапожниковым Н.Г. в соответствии с положениями статьи 22 Закона о кадастре к заявлению приложил технический план, предоставлена была и декларация об объекте недвижимости, оформленная в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 года N628.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, административным истцом соблюдены требования, установленные названной нормой права.
При этом в силу пункта 4 статьи 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В данном случае в адрес кадастровой палаты представлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для проведения испрашиваемых юридическим лицом регистрационных действий (заявление, доверенность представителя, технический план, декларация об объекте недвижимости).
При этом частью 7 статьи 47 Закона о кадастре предусмотрено, что правило пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре в части возможности представления технического плана данного объекта вместо разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию применяется при условии, если такое разрешение выдано после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что Закон о кадастре вступил в силу с 1 марта 2008 г. ( часть 1 статьи 48 Закона о кадастре), а разрешение выдано 11 февраля 2016 г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета в данном случае необходимым и достаточным является представление технического плана.
Таким образом, у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для приостановления осуществления кадастрового учета в отношении спорного объекта недвижимости.
Учитывая, что решение ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области об отказе в постановке на кадастровый учет не было предметом самостоятельной судебной проверки, то в части обязанности осуществить государственный кадастровый учет в удовлетворении административного иска надлежит отказать, возложив на ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области обязанность повторно рассмотреть вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома по заявлению Сапожникова Н.Г.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить частично, признать незаконным решение ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области от 23 сентября 2016 года N ... об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
Возложить на ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области обязанность повторно рассмотреть вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома по заявлению Сапожникова Н.Г.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.