Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Сытине В.В.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Павловой М.В. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Павловой М.В. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Головинский в городе Москве о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Павлова М.В. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Головинский в городе Москве о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия, мотивируя свои требования тем, что текст информационного плаката с зарегистрированными кандидатами согласован не был, чем нарушены её права и законные интересы.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал. Представитель административного ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Павлова М.В.
В заседание судебной коллегии представитель административного ответчика не явился, извещен.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Узбекова М.И., заключение прокурора Артамоновой О.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Решением Совета депутатов Муниципального округа Головинский назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Головинский в городе Москве на 10 сентября 2017 года.
Павлова М.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Головинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N1, обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий Избирательной комиссии по внесению в информационный плакат данных о кандидате без проведения процедуры согласования, установленной Решением N11/4 "О порядке подготовки информационного плаката по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Головинский в городе Москве по многомандатному избирательному округу".
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии N11/4 от 02 августа 2017 года утвержден Порядок подготовки информационного плаката по выборам по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Головинский в городе Москве по многомандатному избирательному округу.
16 августа 2017 года решением N14/3 утвержден текст избирательных бюллетеней для голосования.
22 августа 2017 года решением Избирательной комиссии N15/3 утвержден текст и макет информационного плаката по многомандатному избирательному округу N1.
В указанном плакате приведена следующая информация о кандидате в депутаты Павловой М.В.: ... года рождения, место жительства - город Москва, временно неработающая; выдвинута Политической партией "Справедливая Россия", член Политической партии "Справедливая Россия". Достоверность изложенной информации административным истцом не оспаривалась.
Согласно утвержденному Порядку в текст информационного плаката обязательно помещается вся информация о зарегистрированных кандидатах, включаемая в избирательный бюллетень. Все сведения о кандидате, планируемые к размещению в информационном плакате должны быть подтверждены документально.
На основании сведений, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательная комиссия при участии зарегистрированных кандидатов формирует текст информации о каждом зарегистрированном кандидате для размещения в информационном плакате и согласовывает его с зарегистрированные кандидатами. Согласованный текст информации о зарегистрированном кандидате подписывается зарегистрированным кандидатом, при этом проставляется дата и время его согласования. При отсутствии согласования избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение о тексте информации о зарегистрированном кандидате. (При этом в протоколе заседания комиссии отражаются причины отказа кандидата в согласовании текста информации и результаты голосования по данному вопросу).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Павловой М.В., пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания действий Избирательной комиссии незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Мосгорсуда считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, предметом судебной проверки могут являться не любые действия Избирательно комиссии, а действия прямо, либо косвенно нарушающие избирательные права граждан.
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).
Открытость и гласность при проведении выборов позволяет устранять допущенные участниками избирательного процесса ошибки и недочеты, ограничивать возможные фальсификацию и подлог, укреплять доверие граждан к результатам выборов.
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.
Нормы права, регулирующие информирование избирателей, закреплены в ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривают, что информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 настоящего Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Пунктом 3 ст. 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1. ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 (ред. от 31 мая 2017 г.) "Избирательный кодекс города Москвы".
Таким образом, по смыслу закона, избирательные комиссии не занимаются агитацией, а лишь определяют содержание информационных материалов, способы и порядок их размещения в соответствии с требованиями объективности, достоверности, соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.
В строгом соответствии с этим избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Головинский определилаобъем информирования для избирателей, равный для всех кандидатов и учитывающий те сведения, которые сообщили о себе сами кандидаты в заявлении о своем выдвижении и в подписных листах. Эти же сведения указаны и в решении избирательной комиссии о выдвижении кандидата Павловой М.В., которое в этой части никем не оспаривается.
Так, в отношении Павловой М.В. указан её род занятий - "временно неработающая" что не противоречит фактическим обстоятельствам и не лишает её права в своих агитационных материалах конкретизировать информацию о себе.
Тот факт, что административный истец полагает, что понятия "временно неработающая" и "домохозяйка" имеют различный смысл для избирателя, в связи с чем она хотела бы изменить данную информацию, не могут рассматриваться как нарушение прав зарегистрированного кандидата, так как являются надуманными.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что текст информационного плаката не был согласован с Павловой М.В., не могут влечь отмену состоявшегося решения, так как заявительница не оспаривала достоверность приведенной в плакате информации, неоднократно продублированной ею в других документах, представленных в избирательную комиссию.
Судебная коллегия отмечает, что утвержденный порядок, позволяет избирательной комиссии принять самостоятельное решение о тексте информации о зарегистрированном кандидате.
Отсутствие же протокола заседания комиссии, с отраженными в нем причинами отказа Павловой М.В. в согласовании текста информации, не свидетельствует о нарушении прав кандидата, так как истец с какими-либо заявлениями в Избирательную комиссию, по вопросу несогласия с отраженной в информационном плакате данными не обращалась.
При этом все решения избирательной комиссии, по вопросу подготовки информационных плакатов были опубликованы в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии", что не исключало возможность своевременной подачи замечаний Павловой М.В. по указанным выше вопросам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Мосгорсуда оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павловой М.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.