Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г., Юдиной А.М.,
при секретаре Федосовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционным жалобам представителя административного истца ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" по доверенности Щедрина О.В., представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 10 июля 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 28334,2 кв.м. с кадастровым номером **** по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 3647410000 (три миллиарда шестьсот сорок семь миллионов четыреста десять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 28 декабря 2016 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 28334,2 кв.м. с кадастровым номером **** по адресу: ****, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 28334,2 кв.м. с кадастровым номером **** по адресу: ****, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать закрытому акционерному обществу "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 28334,2 кв.м. с кадастровым номером **** по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 2633200000 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" обратилось в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 2 633 200 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого здания, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости здания. При этом, права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Представитель административного истца ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" по доверенности Щедрин О.В. в судебное заседание первой инстанции явился, требования поддержал, не огласился с выводами судебной экспертизы, полагая заключение недостоверным и необоснованным.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Моисеев А.И. в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения требований административного истца.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, руководствуясь частью 2 статьи 150 КАС РФ, суд первой инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н.В., а также представитель административного истца ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" Щедрин О.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" Щедрин О.В., Шарловская О.В. явились, поддержали доводы своей апелляционной жалобы, а также представили письменные возражения относительно апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы.
Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца Щедрина О.В., Шарловскую О.В., проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" является собственником нежилого здания общей площадью 28334,2 кв.м с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****.
В отношении принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 4 088 990571,18 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимого имущества и 28 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 24 января 2017 года N 51-606/2017 отказано в удовлетворении заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость вышеуказанного объекта капитального строительства, ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" представило отчет об оценке от 27 декабря 2016 г. NО-1259, подготовленный оценщиком ЗАО "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит", в соответствии с которым, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2014 года составляет 2 633 200 000 рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 31 января 2017 г. N117/2017.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в своих возражениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 02 мая 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" А.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 08 июня 2017 года N3А-611/2017, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" А., отчет об оценке от 27 декабря 2016 года NО-1259, подготовленный оценщиком ЗАО "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки. В отчете не соблюдены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки. В отчете допущены нарушения, которые влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Также экспертное заключение содержит выводы о том, что рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 28 334,2 кв.м. с кадастровым номером **** по адресу: ****, по состоянию на 01 января 2014 года составляет 3 647 410 000 рублей.
Представитель административного истца Щедрин О.В. не согласился с указанными выводами судебной оценочной экспертизы, а также с письменными пояснениями на возражения истца эксперта ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" А. и подтвердившего выводы, данные в экспертном заключении, в ходе опроса в судебном заседании 10 июля 2017 года.
В удовлетворении ходатайства представителя ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" определением Московского городского суда от 10 июля 2017 года отказано, ввиду отсутствия достаточных правовых оснований, предусмотренных ст. 83 КАС РФ, для назначения по делу повторной судебной экспертизы
Представитель административного истца Щедрин О.В. настаивал на удовлетворении требований и установлении кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости, определенном в отчете об оценке от 27 декабря 2016 г. NО-1259, подготовленном оценщиком ЗАО "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит", в размере 2 633 200 000 рублей.
Вместе с тем, представитель ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" и представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества не привели суду конкретные достоверные и объективные доказательства, свидетельствующие о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N611.
Стороны по делу обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что заключение судебной оценочной экспертизы от 08 июня 2017 года N3А-611/2017, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" А., подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности .
Суд признал заключение судебной экспертизы от 08 июня 2017 года N3А-611/2017, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" А., надлежащим доказательством, подтверждающим несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке, выполненного оценщиком ЗАО "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и, частично удовлетворив требования ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна", установилкадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ****, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 3 647 410 000 рублей, согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и представленным доказательствам в их совокупности.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанного нежилого здания в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу. В этой связи доводы апелляционной жалобы административных ответчиков о том, что суд не применил положения ст.62 КАС РФ, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, являются несостоятельными.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. В судебном заседании эксперт подтвердил и обосновал свои выводы, а также представил полные и мотивированные пояснения на возражения представителя административного истца.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Отклоняя довод представителя административного истца о несогласии с выводами судебного экспертного заключения, судебная коллегия исходит из отсутствия нарушения законодательства при проведении судебной экспертизы и подготовке экспертом заключения. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, административным истцом в материалы дела не предоставлено.
Доводы апелляционных жалоб о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Довод апелляционной жалобы представителя административного истца об ошибочном указании в решении суда на установление кадастровой стоимости принадлежащего истцу нежилого здания с кадастровым номером **** по результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", не влияет на правильность выводов суда первой инстанции относительно установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, определенном по итогам проведенной в рамках производства по настоящему делу судебной экспертизы, исходившего из оспариваемого административным истцом размера кадастровой стоимости - 4 088 990 571,18 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя административного истца ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская коммуна" по доверенности Щедрина О.В., представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласно материалам дела, по результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость спорного нежилого здания установлена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 499 657 749,85 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.