Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Егоровой Ю.Г.,
при секретаре Чудиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 июня 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Олминея" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 86,4 кв.м с кадастровым номером *****, номера на поэтажном плане: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 7689000 (семь миллионов шестьсот восемьдесят девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 39,4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003018:4192, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202, по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 3 977 000 (три миллиона девятьсот семьдесят семь тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 77,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 11 559 000 (одиннадцать миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 48,5 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 7 224 000 (семь миллионов двести двадцать четыре тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 207,3 кв.м. с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 17 742 000 (семнадцать миллионов семьсот сорок две тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 1 379 000 ( один миллион триста семьдесят девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 83,1 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 7 804 000 (семь миллионов восемьсот четыре тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 151,4 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 14 339 000 (четырнадцать миллионов триста тридцать девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером ****, этаж 1, по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 1 217 000 (один миллион двести семнадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1807,8 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II , по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 246 365 000 (двести сорок шесть миллионов триста шестьдесят пять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1806,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II , по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 246 201 000 (двести сорок шесть миллионов двести одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1 804,9 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II , по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 245 970 000 (двести сорок пять миллионов девятьсот семьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Олминея" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 16 декабря 2016 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, расположенных по адресу: ****, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, расположенных по адресу: ****, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать закрытому акционерному обществу "Олминея" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.",
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Олминея" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: **** , в размере, определенном заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: ****:
- площадью 86,4 кв.м с кадастровым номером *****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288;
- площадью 39,4 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202;
- площадью 77,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194;
- площадью 48,5 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170;
- площадью 207,3 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195;
- площадью 11,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150;
- площадью 83,1 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167;
- площадью 151,4 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196;
- площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером ****, этаж 1;
- площадью 1 807,8 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II ;
- площадью 1 806,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II ;
- площадью 1 804,9 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II .
Установленная кадастровая стоимость нежилых помещений , по мнению административного истца, является завышенной .
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ЗАО "Олминея" является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: ****.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере: площадью 86,4 кв.м с кадастровым номером ***** в размере 14 947 009 руб. 92 коп.; нежилого помещения площадью 39,4 кв.м с кадастровым номером **** в размере 6 816 113 руб. 32 коп.; площадью 77,6 кв.м с кадастровым номером **** в размере 13 424 629 руб. 28 коп.; площадью 48,5 кв.м с кадастровым номером **** в размере 8 390 393 руб. 30 коп.; площадью 207,3 кв.м с кадастровым номером **** в размере 35 862 443 руб. 94 коп.; площадью 11,6 кв.м с кадастровым номером **** в размере 2 006 774 руб. 48 коп.; площадью 83,1 кв.м с кадастровым номером **** в размере 14 376 117 руб. 18 коп.; площадью 151,4 кв.м с кадастровым номером **** в размере 26 191 866 руб. 92 коп.; площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером **** в размере 2 218 925 руб. 71 коп.; площадью 1 807,8 кв.м с кадастровым номером **** в размере 341 016 666 руб. 98 коп.; площадью 1806,6 кв.м с кадастровым номером **** в размере 340 804 051 руб. 67 коп.; площадью 1 804,9 кв.м с кадастровым номером **** в размере 340 502 831 руб. 93 коп.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 18 ноября 2016 года, подготовленный ООО "Консалтинговая группа "Формула успеха".
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения .
Определением суда от 17 апреля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Бюро городского кадастра" .
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 мая 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилых помещений составила:
- площадью 86,4 кв.м с кадастровым номером *****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288 - 7 689 000 руб.;
- площадью 39,4 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202, - 3 977 000 руб.;
- площадью 77,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194, - 11 559 000 руб.;
- площадью 48,5 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170, - 7 224 000 руб.;
- площадью 207,3 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195, - 17 742 000 руб.;
- площадью 11,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150, - 1 379 000 руб.;
- площадью 83,1 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167, - 7 804 000 руб.;
- площадью 151,4 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196, - 14 339 000 руб.;
- площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером ****, этаж 1, - 1 217 000 руб.;
- площадью 1 807,8 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II , - 246 365 000 руб.;
- площадью 1 806,6 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II , - 246 201 000 руб.;
- площадью 1 804,9 кв.м с кадастровым номером ****, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II , - 245 970 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.