Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Егоровой Ю.Г.,
при секретаре Федосовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро "Деловой Центр" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 5 420,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 441 034 000 (четыреста сорок один миллион тридцать четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 2 517 кв.м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: *****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 92 292 000 (девяносто два миллиона двести девяносто две тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 5 420,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, а также земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 2 517 кв.м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 5 420,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, а также земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 2517 кв.м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: *****, считать дату обращения Открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро "Деловой Центр" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 21 июля 2016 года",
УСТАНОВИЛА:
ОАО " ОКБ. Деловой центр " обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***** , общей площадью 5 420,40 кв.м, расположенного по адресу: ***** , равной его рыночной стоимости в размере 441 034 000 рублей; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***** , общей площадью 2 517 кв.м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***** , равной его рыночной стоимости в размере 92 292 000 руб .
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка и собственником здания .
Установленная кадастровая стоимость данных объектов , по мнению административного истца, является завышенной .
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ОАО "ОКБ. Деловой центр" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 5 420,40 кв.м, расположенного по адресу: ***** , и арендатором земельного участка с кадастровым номером ***** , общей площадью 2 517 кв.м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ***** .
Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 475 122 289,19 руб., земельного участка - 104 353 964,22 руб .
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 12 и 14 июля 2016 года, подготовленные ООО "Сенат-Оценка", в которых по состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка определена в размере 90 531 711 руб., нежилого здания - 389 273 889 руб.
На отчеты об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения .
Определением суда от 08 ноября 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "*****".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 9 декабря 2016 года отчеты об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость здания составляет 441 034 000 руб ., земельного участка - 92 292 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79 , 80 ГПК РФ, статьи 77 , 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.