Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Давтян М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Двинянинова В. Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Двинянинов В.Е. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером 77:17:0120201:190.
В административном исковом заявлении Двинянинов В.Е. просит установить кадастровую стоимость жилого дома в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "***", по состоянию на 5 февраля 2015 года, а именно в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником жилого дома с кадастровым номером 77:17:0120201:190, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 5 февраля 2015 года установлена в размере *** рублей 36 копеек. Поскольку Двинянинов В.Е. является сособственником жилого дома, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости дома.
Двинянинов В.Е. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Двинянинова В.Е. по доверенности Копылов О.А. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Великанов А.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Письменных пояснений с указанием оснований возражений относительно заявленных требований не представил.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером 77:17:0120201:190, расположенный по адресу: город Москва, поселение Мосрентген, д. Дудкино, СНТ "Круиз", д. 173 (л.д. 13-16).
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (то есть ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, а также при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости ), является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Из кадастрового паспорта жилого дома усматривается, что в государственном кадастре недвижимости спорный объект был учтен 5 февраля 2015 года, при этом в отношении жилого дома была определена кадастровая стоимость в размере 59 997 696 рублей 36 копеек (л.д. 16).
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости будет являться 5 февраля 2015 года.
То обстоятельство, что согласно кадастровой справке (л.д. 17) кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на 5 февраля 2015 года составила *** рубль 29 копеек, не может быть принято судом во внимание, поскольку указанные данные противоречат информации, отраженной в кадастровом паспорте объекта. Кроме того, независимо от размера кадастровой стоимости жилого дома, определенной по состоянию на 5 февраля 2015 года, предметом настоящего административного спора является не опровержение результатов государственной кадастровой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной в порядке определенном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем различные сведения о кадастровой стоимости не влияют на возможность оценки доказательств, представленных в подтверждение действительной рыночной стоимости спорного объекта.
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе дома), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного жилого дома влияют на права и обязанности Двинянинова В.Е. как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Воспользовавшись предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, административный истец 29 декабря 2016 года обратился в Московский городской суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Двиняниновым В.Е. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере равном его рыночной стоимости был представлен в суд отчет от 22 декабря 2016 года N ***, подготовленный ООО "***" (л.д. 18-123), в котором рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 5 февраля 2015 года определена в размере *** рублей, а также положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Свободный Оценочный Департамент" на данный отчет.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований, однако каких-либо доводов в обоснование своей позиции не привели, сославшись в судебном заседании на то обстоятельство, что копии административного иска и отчета об оценке были получены ими после проведения досудебной подготовки по делу. Вместе с тем суд полагает, что причины непредставления доводов в обоснование возражений на административный иск уважительными не являются, поскольку направленное судом в адрес Правительства Москвы судебное извещение с копией административного иска и всех приложенных к нему документов было получено административным ответчиком 7 февраля 2017 года, то есть заблаговременно как до даты судебной подготовки, так и до даты судебного заседания.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Как было указано выше, административным истцом в подтверждение своей позиции о достоверности рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, было представлено экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "***", выполненное лицом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности и имеющим право на проведение соответствующих исследований.
Согласно положительному экспертному заключению, отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и иным требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности; рыночная стоимость жилого дома, определенная в отчете об оценке подтверждена.
В такой ситуации, учитывая, что административными ответчиками каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности отчета об оценке, суду не представлено, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов оценщика не имеется. Напротив, составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного жилого дома. Так, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в отчете приведены по всем значимым группам элементов сравнения.
При этом оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком, являющимся членом НП СРО "***", имеющим соответствующий диплом о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которого застрахована, что в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Более того, Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в отношении спорного жилого дома утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в размере 24 039 264 рублей 96 копеек. Поскольку между датой определения рыночной стоимости (5 февраля 2015 года) и датой определения новой кадастровой стоимости (1 января 2016 года) прошло менее года, при этом новая кадастровая стоимость незначительно (на 5%) превышает рыночную стоимость объекта, что обусловлено инфляционными процессами, указанное также подтверждает достоверность выводов оценщика.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером 77:17:0120201:190 должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке по состоянию на 5 февраля 2015 года, а именно в размере *** рублей .
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного жилого дома. С учетом того, что административный истец обратился в суд 29 декабря 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Поскольку Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта, которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость объекта подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2016 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером 77:17:0120201:190 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 5 февраля 2015 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.