Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Давтян М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ"обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившиеся в вынесении уведомления от 30 декабря 2016 годаN ***/2016 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами77:01:0001078:3003, 77:01:0001078:3002; возложить на Комиссию обязанность рассмотреть заявление ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных нежилых помещений.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003, 77:01:0001078:3002.Кадастровая стоимость поименованных нежилых помещений определена по состоянию на 1 января 2014 года и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве".
Поскольку несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости, ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, 23 декабря 2016 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 декабря 2016 года N ***/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003, 77:01:0001078:3002 возвращено подателюв связи с пропуском срока на его подачу.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений, оформленныеУведомлениемот 30 декабря 2016 года N 51-11751/2016, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представители административного истца Мишин А.М., Аминов И.И.в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперский А.С. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Выслушав явившихся представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003, 77:01:0001078:3002, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается нотариально удостоверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 39, 40). Указанные помещения находятся в здании с кадастровым номером 77:01:0001078:1008.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлено, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень (приложение N 1 к постановлению), относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. При этом здание с кадастровым номером 77:01:0001078:1008 включено в перечень согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Таким образом, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003, 77:01:0001078:3002, расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001078:1008, уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
Приведенным постановлением в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3003 установлена кадастровая стоимость в размере ***рублей 20 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3002 - *** рубль 52 копейки ( строки 140025 и 140026 таблицы 3.57 приложения к постановлению).
Решением Комиссии от 12 апреля 2016 года N 51-2491/2016 пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости названных объектов в связи с недостоверностью сведений, использованных при проведении их государственной кадастровой оценки (л.д. 41-44).
В последующем на основании принятого Комиссией решения Постановлением правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП внесены изменения, пункты 140025 и 140026 приложения к постановлению изложены в новой редакции, а именно: кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3003 по состоянию на 1 января 2014 года установлена в размере *** рублей 05 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3002 - *** рублей 04 копеек.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 23декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию (л.д. 45).
К заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в том числе отчет N Н-1611253 от 14 декабря 2016 года об определении рыночной стоимости нежилых помещений, подготовленный ООО "Эксон", что административным ответчиком не оспаривается. Однако уведомлением Комиссии от 30 декабря 2016 года N 51-11751/2016 административному истцу было отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по мотиву пропуска срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Иных мотивов для отказа в принятии документов на Комиссию ни в оспариваемом уведомлении, нив ходе судебного заседания административным ответчиком не приведено.
Проверяя обоснованность отказа, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена новая кадастровая стоимость спорных объектов по состоянию на 1 января 2016 года, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3003 - в размере 346 618 945 рублей 70 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3002 - 111 023 940 рублей (л.д. 48-49); названное постановление применяется с 1 января 2017 года.
Согласно выпискам из ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости были внесены в ЕГРН 30 декабря 2016 года, соответственно, административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, действия Комиссии, выразившиеся в вынесении оспариваемого уведомления являютсянезаконными, поскольку основания для отказа в принятии документов на Комиссию для рассмотрения заявления ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" отсутствовали, а доводы административного ответчика основаны на неверном толковании действующего законодательства.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего спора кадастровая стоимость спорных объектов, определенная по состоянию на 1 января 2014 года стала архивной, также не может повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Так, как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 годаN 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
П равила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3, устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 275 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Установленная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества применялась для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период до 31 декабря 2016 года, а, следовательно, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за налоговый период 2016 года.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2016 году, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 1 января 2016 года, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года их кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений являются актуальными для ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ".
Необходимо также отметить, что пятилетний срок с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещенийпо состоянию на 1 января 2014 годане истек.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд п ризнает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30 декабря 2016 года N 51-11751/2016 в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003 и 77:01:0001078:3002.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 годаN 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровойстоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилыхпомещений по состоянию на 1 января 2014 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30 декабря 2016 года N 51-11751/2016 в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003 и 77:01:0001078:3002.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление ООО "ЦЕНТРАГРОСНАБ" от 23 декабря 2016 года (входящий номер 1***/2016) о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001078:3003 и 77:01:0001078:3002 в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.