Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.,
при секретаре Ивановой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-406/2017 по административному исковому заявлению ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просило:
- признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 года N - об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: -.
- обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 22.12.2016 г. заявление ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: -.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец обратился 22 декабря 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 года N - административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление административного ответчика, поскольку срок подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. не пропущен, так как заявление подано 22 декабря 2016 г., в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
В судебном заседании представитель административного истца просил заявленные административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснил, что административному истцу было отказано в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., ввиду пропуска срока для его подачи. В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП утверждены результаты определения кадастровой спорного стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 22 декабря 2016 г., то есть после даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, что является основанием для отказа в принятии заявления.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: -.
По условиям договора аренды размер арендной платы за земельный участок определяется с учетом устанавливаемых Правительством Москвы ставок арендной платы за землю в городе Москве, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является арендатором земельного участка и оплачивает арендную плату, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. в размере - рублей - копеек.
22 декабря 2016 г. административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., с приложением необходимых документов.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь Комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 года N - отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., по мотиву пропуска срока для его подачи, поскольку постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., величина кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г.
В силу пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Соответственно, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, действовала в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, на 22 декабря 2016 г. оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. подлежала применению, затрагивала права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, которая подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г.
На основании изложенного отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие чего является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ п о результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.ст. 103, 111 КАС РФ с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" надлежит взыскать расходы по госпошлине - рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 года N - об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: -.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 22.12.2016 г. заявление ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003002:7, расположенного по адресу: - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ЗАО "ЭКОТЕК-РУССКОЕ БИСТРО" расходы по госпошлине - рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.