Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.,
при секретаре Азаровой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-803/2016 по административному исковому заявлению ООО "Авторезерв" о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авторезерв" обратилось в Московский городской суд с требованием о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2015 года N 51-1987/2015 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, восстановлении нарушенных прав путем обязания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 17.06.2015 г. заявление ООО "Авторезерв" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: , взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО "Авторезерв" расходов по госпошлине рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в собственности ООО "Авторезерв" находится земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв. м., расположенный по адресу: . ООО "Авторезерв" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением от 17 июня 2015 года с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, приложив все предусмотренные законом документы. Не получив никакого ответа, административный истец обратился к председателю Комиссии с заявлением от 9 марта 2016 года вх. N 22114/2016 о выдаче решения Комиссии в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу . Однако, 30 марта 2016 года, Комиссия вернула документы, приложенные к заявлению, и выдала уведомление, подписанное секретарем Комиссии об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву того, что с заявлением об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на иную, не заявленную дату, а именно на 01.01.2015 г. Административный истец полагает, что при подаче заявления в комиссию ООО "Авторезерв" был соблюден порядок, сроки и условия подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, были приложены все документы установленные Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", однако Комиссия незаконно не стала рассматривать заявления по существу, отказав в принятии документов за подписью секретаря Комиссии.
К участию в деле судом привлечены в качестве заинтересованных лиц Правительство Москвы, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Департамент городского имущества города Москвы.
В судебном заседании представитель административного истца просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в суд явился, просил отказать в удовлетворении заявления, представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал на то, что при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость, согласно Порядку работы комиссии, при поступлении заявления секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и сроки подачи заявления, и если заявление подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления уведомляет заявителя. Согласно представленному совместно с заявлением об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости отчету об оценке рыночная стоимость была установлена на иную, не заявленную дату, а именно на 01.01.2015 г.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в суд явился, полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы представителя Управления Росреестра по Москве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Как следует из представленных документов в собственности ООО "Авторезерв" находится земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв. м., расположенный по адресу: .
ООО "Авторезерв" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением от 17 июня 2015 года с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, приложив следующие документы: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости на 01 января 2015 года от 30.03.2015 г., нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права от , , копия кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости на 01 января 2013 года от 23.01.2014 года, копия решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве от 21 июля 2014 годаN 51-2301/2014, отчет об оценке N 15-17344/1 от 15 апреля 2015 года в бумажном виде, отчет об оценке N 15-17344/1 от 15 апреля 2015 года в электронном виде с электронной подписью, положительное экспертное заключение N 474/04/015 от 29 апреля 2015 года в бумажном виде, положительное экспертное заключение N 474/04/015 от 29 апреля 2015 года в электронном виде, сопроводительное письмо исх. N 15-06/09.011 от 09.06.2015 года.
Как указывает административный истец, не получив никакого ответа, он обратился к председателю Комиссии с заявлением от 9 марта 2016 года вх. N 22114/2016 о выдаче решения Комиссии в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу . 30 марта 2016 года, Комиссия вернула документы, приложенные к заявлению, и выдала уведомление об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 22.06.2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доказательств того, что уведомление Комиссии об отказе в принятии документов ООО "Авторезерв" было получено ранее 30.03.2016 г. суду не представлены, соответственно срок на обращение с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Из содержания уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2015 года N 51-1987/2015 следует, что причиной отказа в принятии документов на комиссию явилось представление истцом в Комиссию отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на 01.01.2015 г., однако основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 01.01.2014 г.
Административный истец ссылается на то, что им были представлены в Комиссию все документы предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", а также п. 13 Порядк а создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок), соответственно Комиссия должна была рассмотреть заявление по существу, а не возвращать заявление уведомлением об отказе в принятии документов за подписью секретаря комиссии.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В соответствии с п. 15 указанного Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Согласно п. 13 указанного Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
-кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
-отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона , федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Из содержания приведенных нормативно-правовых актов, приложений, указанных в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости, уведомлении Управления Росреестра об отказе в принятии документов, следует, что при подаче заявления в комиссию ООО "Авторезерв" были приложены необходимые документы для рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по существу. В перечне документов, указанных в ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", п. 13 Порядк а создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 не указано на то, что отчет об оценке предоставляемый заявителем должен быть составлен на определенную дату, не содержится положений, которые бы позволили отказать в принятии документов секретарем комиссии по мотиву неправильного составления отчета об оценке. Кроме того, вопросы о том на какую дату определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, также относятся к компетенции непосредственно комиссии, а не секретаря комиссии.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд приходит к выводу о том, что уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2015 года N 51-1987/2015 об отказе в принятии документов на комиссию требованиям закона не соответствует, поскольку заявителем был представлен в Комиссию отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; оценку содержания и правильности отчета об оценке объекта недвижимости вправе осуществлять комиссия при рассмотрении заявления по существу, но не секретарь комиссии, в функции которого, при принятии заявления, входит проверка наличия документов по перечню, предусмотренному вышеприведёнными нормативно-правовыми актами; документы, указанные в таком перечне, в частности отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, заявителем при подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости были представлены.
Вследствие этого, суд приходит к выводу о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2015 года N 51-1987/2015 об отказе в принятии документов на комиссию.
В связи с обязанностью административного ответчика в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, суд приходит к вывод об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 17.06.2015 г. заявление ООО "Авторезерв" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: .
Ссылки административных ответчиков и заинтересованных лиц на разъяснения, содержащиеся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" не указывают на отсутствие оснований для признания незаконным уведомления Комиссии об отказе в принятии документов.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 указано на то, что при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ, статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения ( пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 246 КАС РФ).
Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.
В данных разъяснениях изложены последствия не предоставления отчета, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости при подаче иска в суд, а не заявления в комиссию по рассмотрению споров о пересмотре кадастровой стоимости при Управлении Росреестра г. Москвы. В качестве последствий не предоставления при подаче административного иска отчета, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указаны - оставление административного иска без движения, при не устранении недостатка - возврат административного иска, а в случае обнаружения данного недостатка после принятия административного иска, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.
Таким образом, ссылки на разъяснения, данные в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, как на основания для отказа в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, не обоснованы.
В соответствии с положениями ст.ст. 103, 111 КАС РФ с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО "Авторезерв" надлежит взыскать расходы по госпошлине рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2015 года N 51-1987/2015 об отказе в принятии документов на комиссию.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 17.06.2015 г. заявление ООО "Авторезерв" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: .
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО "Авторезерв" расходы по госпошлине рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.