Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1098/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 года N51-8713/2017 об отказе в принятии документов на рассмотрение и возложении обязанности рассмотреть заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит:
- признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 года N51-8713/2017 об отказе в принятии заявления и документов общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" от 23 мая 2017 г. N63404/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.;
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" от 23 мая 2017 г. N63404/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: * (ком.16-18, 20-33). Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП кадастровая стоимость указанного нежилого помещения была изначально установлена по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016 спорное нежилое помещение было отнесено к 7 группе "объекты офисно-делового назначения". На основании указанного решения комиссии в отношении нежилого помещения установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп. Истец не был уведомлен об этом решении комиссии. Более того, 15 декабря 2016 г. административный истец получил кадастровую справку, в которой была указана старая кадастровая стоимость нежилого помещения, сведения о новой кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. неоднократно изменялись. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости в размере рыночной административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление от 23 мая 2017 г. N63404/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. Однако уведомлением секретаря комиссии от 30 мая 2017 года N51-8713/2017 административному истцу было отказано в принятии документов по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление административного ответчика, поскольку архивная кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г. затрагивает права и интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как из-за изменения размера кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 2014 г. налоговый орган вправе доначислить административному истцу налог на имущество организации за 2016 год.
В судебное заседание представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" - Сайфуллина Е.А., действующая по доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему. Суду пояснила, что о решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016 административный истец узнал 15 декабря 2016 г., но о самом размере новой кадастровой стоимости узнал только 14 апреля 2017 г., после получения кадастровой справки в отношении спорного нежилого помещения. Обратиться в декабре 2016 г. в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г. административный истец не имел возможности, поскольку необходимо время для подготовки отчета об оценке, а также административный истец не имел возможности получить кадастровую справку о новой кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, заинтересованные лица Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: * (ком.16-18, 20-33), что подтверждается свидетельством о праве собственности.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость спорного нежилого помещения изначально установлена по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп. (л.д.18).
25 октября 2016 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого помещения с кадастровым номером *, ввиду недостоверности сведений о данном объекте недвижимости. В частности, при проведении кадастровой оценки указанное нежилое помещение, расположенное в здании с кадастровым номером *, было отнесено к 12 группе видов использования "Прочие объекты", тогда как актом обследования N9010404/ОФИ фактического использования здания, составленным 12 августа 2016 года Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы, установлено, что здание и нежилые помещения в нем используются для осуществления административно-торговой деятельности, что относится к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016 пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * с использованием сведений об отнесении данного объекта недвижимости к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения" (далее решение комиссии от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016) (л.д.12-17) . Данное решение комиссии не оспорено и является действительным.
На основании указанного решения комиссии от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016 в Единый государственный реестр недвижимости 22 декабря 2016 года были внесены сведения об установлении в отношении спорного нежилого помещения с кадастровым номером * кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере * руб. * коп., которая подлежала применению с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, что подтверждается сведениями Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве от 9 августа 2017 г. (л.д.94-95).
29 декабря 2016 г. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *, по мотиву недостоверности сведений о нем по отнесению его к 7 группе назначения (л.д.109-111). Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 24 января 2017 г. было отклонено указанное заявление административного истца (л.д.112-114).
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Росреестра по Москве о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами * и *, об изменении сведений об объектах недвижимости с присвоением им 12 группы кадастровой стоимости "Прочие объекты". Решением Московского городского суда от 28 июня 2017 г. по административному делу N3а-815/2017 в удовлетворении указанного административного искового заявления отказано (л.д.115-118).
26 апреля 2017 г. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 3 мая 2017 г. за N51-6443/2017 отказано в принятии указанного заявления и документов по причине отсутствия выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
23 мая 2017 г. административный истец повторно обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением за N63404/2017 о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 года N51-8713/2017 было отказано в принятии документов на рассмотрение, поскольку заявление было подано с нарушением срока (л.д.10-11).
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения на предмет установления его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., оформленного уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 года N51-8713/2017, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в отношении спорного нежилого помещения установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года, которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденная на основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП, действовала по 31 декабря 2016 г. Новая кадастровая стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
При таких обстоятельствах на 26 апреля 2017 г. и 23 мая 2017 г. оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2014 г. является архивной и не подлежит применению.
Суд считает необоснованными доводы о том, что административный истец не имел возможности оспорить кадастровую стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г. в 2016 году.
Из анализа приведенных доказательств следует, что по состоянию на 15 декабря 2016 года административный истец знал о решении комиссии от 15 ноября 2016 г. N51-6669/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2014 г. и соответственно должен был предполагать об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения на основании указанного решения комиссии. Более того, административный истец своевременно обратился 29 декабря 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости данного нежилого помещения по мотиву недостоверности сведений о нем по отнесению его к 7 группе назначения. По сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве запись об установлении новой кадастровой стоимости в отношении спорного нежилого помещения по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп. была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 декабря 2016 г. Кроме того, сведения Единого государственного реестра недвижимости являются общедоступными.
При таких обстоятельствах административный истец имел возможность обратиться в 2016 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. Однако административный истец обратился в комиссию с данным заявлением лишь 26 апреля 2017 г. и повторно 23 мая 2017 г., то есть в период, когда оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения является архивной.
Действительно, по сведениям ИФНС России N1 по г.Москве административный истец произвел оплату налога на имущество организации за 2016 г. исходя из старой кадастровой стоимости спорного нежилого помещения с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. (л.д.102).
В соответствии со статьями 44, 45, 343 Налогового кодекса РФ налого плательщиком налога на имущество организации является организация, которая обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом о бязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
С учетом приведенных норм права, последствия ненадлежащего исполнения обязанности по исчислению и уплате налога на имущество организации за 2016 г. возлагаются на налогоплательщика, в данном случае на административного истца, и не свидетельствуют об актуальности архивной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. Доначисление налога на имущество организации за 2016 г. и привлечение к налоговой ответственности является следствием нарушения налогоплательщиком своих обязательств, а не следствием применения архивной кадастровой стоимости.
На основании изложенного отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов кадастровой стоимости нежилого помещения на предмет установления его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., оформленный уведомлением секретаря комиссии от 30 мая 2017 года N51-8713/2017, является законным и обоснованным. Вследствие этого отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 года N51-8713/2017 об отказе в принятии заявления и документов общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ФОТОРЕКЛАМЦЕНТР" от 23 мая 2017 г. N63404/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * на предмет установления рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. и возложении обязанности рассмотреть по существу указанное заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.