Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2004/2017 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 14728, 17558, 19738, 20736 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 14728 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N12863 площадью 42,6 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0005008:1250 по адресу: г.Москва, ул.Луганская, д. 12Б.
Пунктом 17558 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N10744 площадью 42,8 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007004:2484 по адресу: г.Москва, улица Можайский Вал, дом 11, строение 3.
Пунктом 19738 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N11557 площадью 30,9 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001012:3602 по адресу: г.Москва, улица Фестивальная, дом 8, строение 11.
Пунктом 20736 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включены здания трансформаторных подстанций N11105, N11313 площадью 70,8 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:7658 по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, дом 4, строение 5.
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 14728, 17558, 19738, 20736 приложения N1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций и считает незаконным их включение в оспариваемые пункты приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, поскольку трансформаторные подстанции не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности по преобразованию и распределению электроэнергии. Доступ в здания трансформаторных подстанций ограничен и может осуществляться на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N328н, и внутренними документами Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания". Вследствие этого здания трансформаторных подстанций не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения. Здания трансформаторных подстанций N10744, N12863 расположены на земельных участках, которые предоставлены административному истцу в пользование на условиях договоров аренды, с видом разрешенного использования: "участки для размещения технических устройств, трансформаторных подстанций". Здания трансформаторных подстанций N11105, N11313, N11557 расположены на земельных участках, в отношении которых право пользования административного истца не оформлено. Вместе с тем, само по себе размещение зданий трансформаторных подстанций на земельных участках, одним из видов разрешенного использования которых предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является достаточным основанием для включения зданий трансформаторных подстанций в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - Семагин А.В., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Борисова К.И., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Заинтересованное лицо Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежаще извещено. При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного заинтересованного лица не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела:
- включенное в пункт 14728 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП нежилое здание трансформаторной подстанции N12863 площадью 42,6 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0005008:1250 по адресу: г.Москва, ул.Луганская, д. 12Б, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.34). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N12863 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д.35-36). Указанное здание расположено на земельном участке площадью 54 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 по адресу: г.Москва, ул.Луганская, владение 12Б. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 24 декабря 2013 г. NМ-05-04405-1 для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 25 октября 2013 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)" (л.д.114-125). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г., земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 располагается в пределах другого земельного участка площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0005008:32 по адресу: г.Москва, Луганская улица, Товарищеская улица, с видом разрешенного использования: "проектирование, строительство и последующей эксплуатации торгового комплекса". При этом доступ к земельному участку с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:32;
- включенное в пункт 17558 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП здание трансформаторной подстанции N10744 площадью 42,8 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007004:2484 по адресу: г.Москва, улица Можайский Вал, дом 11, строение 3, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.26). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N10744 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д.27-28). Указанное здание расположено на земельном участке площадью 54 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007004:3128 по адресу: г.Москва, улица Можайский Вал, владение 11, строение 3. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 30 октября 2013 г. NМ-07-043547 для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 22 августа 2013 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)" (л.д.126-137). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г., земельный участок с кадастровым номером 77:07:0007004:3128 располагается в пределах другого земельного участка площадью 1726 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007004:1001 по адресу: г.Москва, улица Можайский Вал, владение 9, с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)";
- включенное в пункт 19738 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП здание трансформаторной подстанции N11557 площадью 30,9 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001012:3602 по адресу: г.Москва, улица Фестивальная, дом 8, строение 11, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.38). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N11557 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д.39-40). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N11557 с кадастровым номером 77:09:0001012:3602 фактически располагается в пределах земельного участка площадью 7514 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0001012:107 по адресу: г.Москва, улица Фестивальная, владение 8, с видом разрешенного использования: "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5)";
- включенные в пункт 20736 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП здания трансформаторных подстанций N11105, N11313 площадью 70,8 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:7658 по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, дом 4, строение 5, принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.30). По сведениям технического паспорта здания трансформаторных подстанций N11105, N11313 предназначены: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д.31-32). В отношении земельного участка, на котором фактически расположены здания трансформаторных подстанций, не оформлено право пользования административного истца. Однако распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 30 января 2014 г. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, вл.4, строение 5, на кадастровой карте территорий и установлен вид разрешенного использования земельного участка: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)". По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здания трансформаторных подстанций N11105, N11313 с кадастровым номером 77:09:0003023:7658 частично располагаются в пределах земельного участка площадью 448 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0003023:123 по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, вл.4А, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные здания трансформаторных подстанций включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены.
Вместе с тем, из приведенных выше обстоятельств усматривается, что нежилое здание трансформаторной подстанции N12863 с кадастровым номером 77:05:0005008:1250 по адресу: г.Москва, ул.Луганская, д. 12Б, (в ключенное в пункт 14728 приложения N1) фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 с видом разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)". При этом не имеет правового значения факт расположения данного земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 в пределах границ другого земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:32, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости оба этих земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования. Необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:17894 соответствует и назначению использования расположенного на нем здания трансформаторной подстанции N12863. С учетом изложенного являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что здание трансформаторной подстанции N12863 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: "проектирование, строительство и последующей эксплуатации торгового комплекса".
Нежилое здание трансформаторной подстанции N10744 с кадастровым номером 77:07:0007004:2484 по адресу: г.Москва, улица Можайский Вал, дом 11, строение 3, (включенное в пункт 17558 приложения N1) фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:3128 с видом разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)". При этом не имеет правового значения факт расположения данного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:3128 в пределах границ другого земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:1001, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости оба этих земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования. Необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:3128 соответствует и назначению использования расположенного на нем здания трансформаторной подстанции N10744. С учетом изложенного являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что здание трансформаторной подстанции N10744 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)".
Действительно, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что:
- нежилое здание трансформаторной подстанции N11557 с кадастровым номером 77:09:0001012:3602 по адресу: г.Москва, улица Фестивальная, дом 8, строение 11, ( включенное в пункт 19738 приложения N1) фактически располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001012:107 с видом разрешенного использования: "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5)";
- нежилые здания трансформаторных подстанций N11105, N11313 с кадастровым номером 77:09:0003023:7658 по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, дом 4, строение 5, (включенное в пункт 20736 приложения N1) фактически расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003023:123 по адресу: г.Москва, проезд Дмитровский, вл.4А, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания".
Однако по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и Публичной кадастровой карты на земельных участках с кадастровыми номерами 77:09:0001012:107, 77:09:0003023:123 расположены не только здания трансформаторных подстанций. В границах данных земельных участков расположены соответственно административные здания, объекты размещения организаций розничной торговли. Следовательно, вид разрешенного использования данных земельных участков установлен исходя из расположенных на них соответственно административных зданий, объектов размещения организаций розничной торговли. При этом факт наличия зданий трансформаторных подстанций и их использование в целях установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии оставлен без внимания.
При таких обстоятельствах вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001012:107, 77:09:0003023:123 однозначно не свидетельствует о том, что спорные здания трансформаторных подстанций N11557, N11105, N11313 относятся к административно-деловым центам.
Кроме того, размещение в здании трансформаторной подстанции офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, прямо запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно ГОСТу 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения" трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
В силу пункта 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закреплённых за ними электроустановок.
В Публичном акционерном обществе "Московская объединенная электросетевая компания" действует Регламент допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО "МОЭСК", утверждённый приказом ПАО "МОЭСК" от 29 марта 2016 г. N379, которым установлены обязательные требования получения допуска на энергообъекты ПАО "МОЭСК", без соблюдения которых допуск в здание энергообъектов, в том числе трансформаторных подстанций, запрещается.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку данные объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
При таких обстоятельствах оспариваемые пункты 14728, 17558, 19738, 20736 п риложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствуют положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пунктов 14728, 17558, 19738, 20736 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП вступает в силу с 1 января 2017 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 14728, 17558, 19738, 20736 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания".
Признать недействующими пункты 14728, 17558, 19738, 20736 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.