Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника Автономной некоммерческой организации "Аналитический Центр Юрия Левады" Григорьева А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 26 октября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 02 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 26 октября 2016 года Автономная некоммерческая организация "Аналитический Центр Юрия Левады" (далее также АНО "Аналитический центр Юрия Левады", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 02 декабря 2016 года вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Григорьева А.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Григорьев А.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность участия АНО "Аналитический центр Юрия Левады" в политической деятельности; протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, следовательно, является недопустимым по делу доказательством; представленные в дело материалы не отвечают требованиям допустимости, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ; недопустимость представленных в материалы дела письменных доказательств; наличие противоречий в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении; дело и жалоба рассмотрены с нарушением принципов полноты, объективности и всесторонности выяснения обстоятельств дела; наличие по делу неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Общества.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В силу пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 31 августа 2016 г. по результатам проведенной должностными лицами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве внеплановой документарной проверки в отношении АНО "Аналитический центр Юрия Левады" , расположенной по адресу: ... установлено, что АНО "Аналитический центр Юрия Левады" , являясь некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не обратилась с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так, в ходе проверки установлено, что в период с 01 апреля 2014 г. по 29 июля 2016 г. организация получала финансирование из нескольких иностранных источников, причем большая часть поступала из Соединенных Штатов Америки, в том числе от ... (США).
Финансирование АНО "Аналитический центр Юрия Левады" от вышеуказанного контрагента осуществлялось на основании нескольких договоров : на основании гранта от ... г. N ... ; по договорам от ... 4 г. N ... ; от ... г. N .., от ... г. N ... от ... г. N ... , от ... г. N ... , от ... г. N ...
При этом в рамках гранта Висконсинского университета Мэдисона США от 01 марта 2014 г. N ... курирующим учреждением которого значится Министерство обороны США, АНО " Аналитический центр Юрия Левады" подготавливает фокус-группы с темами обсуждений: жилищные вопросы; основные социально-политические проблемы; восприятие США; военный конфликт на Украине; вмешательство в Сирийский конфликт; противостояние с Турцией; оценка политики правительства; общее положение страны; видение предстоящих выборов; опасения в отношении будущего страны; изменение экономической ситуации в последние годы.
Согласно указанных договоров АНО " Аналитический центр Юрия Левады" приняло на себя обязательство принять от Висконсинского университета Мэдисона США опросники на русском языке, состоящие из закрытых вопросов, результаты исследования которых не подлежат разглашению без предварительного согласия Висконсинского университета Мэдисона США.
Организация также участвовала в политической деятельности Российской Федерации, путем подготовки и распространения мнений и принимаемых государственными органами решений и проводимой политики, формирования общественно-политических взглядов и убеждений.
Указанные действия АНО " Аналитический центр Юрия Левады" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АНО " Аналитический центр Юрия Левады" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой документальной проверки от 01 августа 2016 г. N 5836; актом проверки от 31 августа 2016 г.; выпиской из ЕГРЮЛ; уставом АНО "Аналитический центр Юрия Левады"; договором от ... 2014 г. ... дополнительным соглашением от ... г. к договору N 1 ... , договором от ... 2015 г. N ... , договором от ... 2015 г. N ... договором от 01 октября 2015 г. N ... , договором от 18 ... 2016 г. N ... , договором от ... г. N ... заключенными АНО "Аналитический центр Юрия Левады" с иностранными учебными заведениями, и другими материалами дела и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АНО " Аналитический центр Юрия Левады" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Довод жалобы защитника Григорьева А.В. о недоказанности участия организации в политической деятельности, поскольку приведенные высказывания мнений, произнесения лекций, интервью сотрудников организации, в том числе ее директора Гудкова Л.Д., не связаны с деятельностью организации, являлся предметом проверки при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и был обоснованно признан несостоятельными по основаниям, изложенным в судебных постановлениях. Выводы судебных инстанций в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, не может быть признана состоятельной и повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Как следует из пункта 4 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 КоАП РФ.
Приказом Минюста России от 31.08.2012 N 173 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" утвержден Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Пунктом 3 Перечня предусмотрены полномочия должностных лиц территориальных органов Минюста России, специально уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих организаций по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ .
Как следует из представленных материалов, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, был составлен в отношении АНО " Аналитический центр Юрия Левады" главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Ешкиным Д.В., то есть должностным лицом органа , уполномоченного на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций , у которого в силу пункта 4 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, такие полномочия имелись.
При этом сам по себе протокол об административном правонарушении, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано. Каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение допустимость протокола об административном правонарушении и достоверность содержащихся в нем сведений, не имеется, а потому он обоснованно принят в качестве надлежащего доказательства по делу.
В связи с этим протокол об административном правонарушении был обоснованно признан судебными инстанциями допустимым доказательством по настоящему делу.
Вопреки доводу жалобу, доказательства фальсификации процессуальных документов, в том числе скриншотов веб-страниц также отсутствуют, заявителем к жалобе не представлены. Оснований усомниться в достоверности содержащихся в них сведений не имеется.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АНО " Аналитический центр Юрия Левады" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и виновности АНО " Аналитический центр Юрия Левады" в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей назначено АНО " Аналитический центр Юрия Левады" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тверского районного суда города Москвы от 26 октября 2016 года, решение Московского городского суда от 02 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Автономной некоммерческой организации "Аналитический Центр Юрия Левады" оставить без изменения, жалобу защитника Григорьева А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.