Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Эста Констракшен" Сина Д.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела УФМС России по г. Москве в СЗАО от 31 марта 2016 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 04 октября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела УФМС России по г. Москве в СЗАО от 31 марта 2016 года ООО "Эста Констракшен" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 04 октября 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя Общества Сина Д.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года постановление заместителя начальника отдела УФМС России по г. Москве в СЗАО от 31 марта 2016 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 04 октября 2016 года оставлены без изменения, жалоба законного представителя Общества Сина Д.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель Общества Син Д.В. просит об отмене названных постановления должностного лица, судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в ходе производства по делу допущены процессуальные нарушения, в том числе отсутствуют сведения о направлении протокола об административном правонарушении Обществу; проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствовали основания, предусмотренные законом для её проведения, законный представитель не был ознакомлен с распоряжением о проведении проверки, нарушена процедура ознакомления с результатами документарной проверки; в материалах дела отсутствуют достаточные и достоверные доказательства того, что иностранные граждане привлечены к трудовой деятельности именно ООО "Эста Констракшен"; в ходе одной проверки составлено 94 протокола об административных правонарушениях, что указывает на необходимость применения ст. 4.4 КоАП РФ; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) административная ответственность наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2015 года в 10 часов 30 минут в ходе проведения сотрудниками ОППМ ОУФМС России по г. Москве в СЗАО проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: г. Москва, ул. Шеногина, вл. 1 был выявлен факт привлечения ООО "Эста Констракшен" к трудовой деятельности в качестве арматурщика гражданина Республики Узбекистан Н. при отсутствии у него разрешения на работу или патента, выданных в г. Москве.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; распоряжением УФМС России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки от 19 ноября 2015 года N 371; актом проверки N 371 от 24 ноября 2015 года; протоколом осмотра территории от 24 ноября 2015 года с приложением списка выявленных иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности, и фототаблицы; актом документарной проверки N 2 от 21 января 2016 года; протоколом об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Узбекистан Н.; объяснениями гражданина Республики Узбекистан Н.; копией постановления судьи Хорошевского районного суда города Москвы о привлечении гражданина Республики Узбекистан Н. к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ; копией договора генерального подряда от 01 сентября 2015 года N 338, заключенного между ООО "ДС СТРОЙ" (заказчик) и ООО "Эста Констракшен" (генеральный подрядчик); актом передачи строительной площадки от 30 января 2015 года; иными материалами дела, которым дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, допустимость и до стоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо и судебные инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", положениями статей 16, 67 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1.5, 2.1 КоАП РФ, пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Эста Констракшен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что ООО "Эста Констракшен" не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку иностранный гражданин был привлечен для выполнения работ подрядной организацией, являлся предметом оценки судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Факт допуска иностранного работника Н. к работе при отсутствии разрешения на работу или патента с ведома уполномоченного лица Общества подтверждается материалами дела, в том числе письменными объяснениями иностранного гражданина, которые отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и обоснованно приняты в качестве надлежащего доказательства по делу.
Кроме того, согласно п. 5.15 Договора генерального подряда N 338 от 01 сентября 2015 года, заключенного между ООО "ДС СТРОЙ" и ООО "Эста Констракшен", Общество, как генеральный подрядчик в случае привлечения для производства работ иностранной рабочей силы обязано обеспечить соблюдение требований законодательства, относящихся к разрешениям на работу для иностранных рабочих и предъявляемых к порядку привлечения и использования иностранной рабочей силы. Генеральный подрядчик самостоятельно несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Изложенное указывает, что судебными инстанциями был сделан правильный вывод, что довод законного представителя Общества об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в иной организации и об отсутствии фактического допуска указанного гражданина к работе в ООО "Эста Констракшен" по поручению представителя Общества объективно ничем не подтвержден, направлен на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам жалобы нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено. В рассматриваемом случае в отношении Общества проводилась проверка на основании норм Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, в силу части 10 статьи 32 которого предварительное уведомление работодателя, заказчика услуг, принимающей стороны о проведении внеплановой проверки соблюдения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности не допускается. В жалобе не оспаривается, что административным органом не проводилась проверка хозяйственной деятельности Общества.
Довод жалобы о том, что в ходе одной проверки в отношении Общества составлено 94 протокола об административных правонарушениях, что указывает на необходимость применения ст. 4.4 КоАП РФ, основан на неверном толковании норм права, поскольку в силу п. 2 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен в порядке п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в отсутствие законного представителя, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении была направлена по адресу места нахождения ООО "Эста Констракшен".
Доводы жалобы о допущенных нарушениях в ходе проведения осмотра территории не основаны на нормах права.
Согласно ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица или его представителя и двух понятых.
Установленное названной нормой Кодекса правило применяется, если осмотр принадлежащих юридическому лицу осуществляется в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении. В рассматриваемом случае меры обеспечения по делу об административном правонарушении административным органом в отношении Общества не применялись. Осмотр строительной площадки произведен уполномоченными должностными лицами в присутствии двух понятых, сведения о которых и их подписи имеются в протоколе осмотра территории от 24 ноября 2015 года, в котором также отражены сведения о применении средств фотофиксации, что отвечает требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Иные доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность привлечения ООО "Эста Констракшен" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких- либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Порядок и сроки давности привлечения ООО "Эста Констракшен" к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника отдела УФМС России по г. Москве в СЗАО от 31 марта 2016 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 04 октября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "Эста Констракшен" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Эста Констракшен" Сина Д.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.