Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Судаковой С.Е. в защиту Государственного бюджетного учреждения города Москвы "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА" на вступившее в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" от 28 сентября 2015 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 07 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - ГПБУ "Мосприрода") от 28 сентября 2015 года Государственное бюджетное учреждение города Москвы "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА" (далее - ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 07 ноября 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Сиренко А.С. без удовлетворения.
В настояще й жалобе защитник Судакова С.Е. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом; осмотр территории произведен с нарушением ст.27.1 ст.27.8 КоАП РФ; Учреждение не является субъектом вменяемого административного правонарушения; постановление о привлечении к административной ответственности вынесено лицом, не имеющим на это полномочий.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановления должностного лица и судебного акта.
Административная ответственность в соответствии со ст.8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам.
Согласно п.21 Положения о природном заказнике "Долина реки Сетунь", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП на территории природного заказника "Долина реки Сетунь" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам, в том числе загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство снегосвалок.
Как усматривается из материалов дела, ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО" является юридическим лицом, на которое Распоряжением Префектуры Западного административного округа города Москвы от 31.12.2013 N994-РП возложена обязанность по содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты особо охраняемых природных территорий, к числу которых относится особо охраняемая природная территория "Природный заказник "Долина реки Сетунь".
В результате обследования особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетунь" государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" 07.09.2015 в 11 часов 00 минут, 08.09.2015 в 14 часов 00 минут был выявлен факт скопления мелкого бытового мусора по адресу г. Москва, ул. Кременчугская, д. 44, корп.1, что является нарушением ч.2 ст.30 Закона города Москвы от 26.09.2001 N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", п.21 гл.5 Положения о природном заказнике "Долина реки Сетунь", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.10.2004 N714-ПП "О природном заказнике "Долина реки Сетунь".
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; актами обследования территории с приложением фотоматериалов; планом - схемой; ситуационным планом объекта "Природный заказник "Долина реки Сетунь"; выпиской из ЕГРЮЛ; распоряжением Префектуры Западного административного округа города Москвы от 23.07.2015 N610-П; иными материалами дела, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ, до стоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что Учреждение не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку территория, на которой выявлен факт скопления мусора, не включена в схему санитарного содержания озелененной территории природного заказника "Долина реки Сетунь" в границах района "Фили-Давыдково", утвержденную Директором ГПБУ Управления ООПТ по ЗАО в 2012 году, признан несостоятельным.
Диспозиция ст.8.39 КоАП РФ распространяется на случаи совершения нарушений установленных правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых территориях вне зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.
Границы особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетунь" были определены Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N378-ПП с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Москвы от 10.10.2013 N666-ПП. В свою очередь ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО" является лицом, на которое Распоряжением и.о. Префекта Западного административного округа города Москвы от 23.07.2015 года N610-РП возложена обязанность по выполнению государственного задания по санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты особо охраняемых природных территорий на территории Западного административного округа города Москвы.
При таких обстоятельствах наличие схемы санитарного содержания озелененной территории природного заказника "Долина реки Сетунь" в границах района "Фили-Давыдково", утвержденной Директором ГПБУ Управления ООПТ по ЗАО в 2012 году, не опровергает вывода должностного лица и судьи районного суда о наличии у Учреждения обязанности по организации уборки и обеспечению чистоты на всей площади особо охраняемой территории.
Бездействие Учреждения, не выполнившего возложенную на него обязанность по организации уборки и обеспечению чистоты на всей площади особо охраняемой территории, повлекло нарушение установленного режима и использования окружающей среды на особо охраняемых природных территориях.
Довод защиты о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, основан на неверном толковании норм права.
Организация охраны особо охраняемых природных территорий возлагается на пользователей территорий, а также на специальную службу охраны особо охраняемых природных территорий - структурное подразделение учреждения, организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории ( ч. 1 ст. 32 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в города Москве").
В состав службы охраны входят старшие государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий и государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий ( ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в города Москве").
В соответствии с п. 1.1 Приложения 6 к Постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах осуществляется службой охраны особо охраняемой природной территории города Москвы, работники которой входят в штат государственного природоохранного учреждения, осуществляющего охрану, содержание и использование конкретной особо охраняемой природной территории (далее - Учреждения).
Полномочия службы охраны и соответствующих государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Законом ( ч. 3 ст. 32 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в города Москве").
Пунктом 3.1 Положения о службе охраны особо охраняемой природной территории (приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 N 262-ПП) установлено, что инспекторы по охране особо охраняемой природной территории при исполнении своих должностных обязанностей имеют право беспрепятственно посещать любые объекты, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях, а также в пределах своей компетенции возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении лиц, допустивших данные правонарушения.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода", что согласуется с положениями п.5 ч.2 ст. 22.1, ст.28.3 КоАП РФ.
Довод защиты о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено руководителем ГПБУ "Мосприрода", к полномочиям которого не отнесены функции по осуществлению государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых территорий, а также по привлечению к административной ответственности является несостоятельным.
Согласно п.7 Постановления Правительства Москвы от 18.08.2009 N782-ПП функции по управлению, охране и содержанию особо охраняемых природных территорий отнесены к компетенции ГПБУ "Мосприрода", подведомственного Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Одной из основных задач ГПБУ "Мосприрода", является организация и контроль за текущим содержанием территорий (п.2 Постановления).
В силу положений подп.6 ч.2 ст. 23.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ) рассматривать дела об административных правонарушениях по ст.8.39 КоАП РФ от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения, их заместители.
С учетом изложенного, постановление о назначении административного наказания ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО" вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Нарушений ст.27.1, ст.27.8 КоАП РФ по материалам дела не установлено, поскольку государственным инспектором производился осмотр особо охраняемой природной территории, а не территории, правообладателем которой выступает ГБУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАО", как юридическое лицо.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких - либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание в виде штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" от 28 сентября 2015 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 07 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА" оставить без изменения, жалобу защитника Учреждения Судаковой С.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.