Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гаврикова В.С. (далее - ОАО "РЖД", Общество) на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 30 июня 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 ноября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора) от 30 июня 2016 года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 ноября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 14 февраля 2017 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Компаниец К.Н. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Гавриков В.С., выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что все возможные меры к выполнению требований предписания Обществом были предприняты, результатом чего послужило выполнение пунктов 2, 6, 18, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 34 предписания; невыполнение оставшихся пунктов предписания связано с невозможностью заключения договоров со специализированными организациями без соблюдения сроков и порядка проведения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требующих дополнительных временных затрат; ОАО "РЖД" 04 апреля 2016 года и 19 апреля 2016 года были поданы ходатайства о продлении срока исполнения предписания; при назначении наказания должностным лицом не были учтены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (юридический адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 2) в срок до 12 мая 2016 года включительно не исполнены требования пунктов 1, 3 - 5, 7 -17, 19 - 22, 29 - 30, 33, 35 - 43, 45 - 50 предписания N 27/2.3 от 12 февраля 2016 г., выданного МТУ Ростехнадзора, а именно:
- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I , II , III классов опасности, в нарушении требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ), п. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
в Московско-Курском территориальном участке Московской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД", сеть газопотребления, рег. N А01-07011-7551 по адресу: ***
- не проведена метрологическая поверка сигнализаторов загазованности (СО и СН) в помещении котельного зала, в нарушении требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 (далее - Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления);
- т рубопровод пара per . N 8990 в нижних точках отключаемых секций не оборудован дренажами, обеспечивающими отвод конденсата, в верхних точка - воздушниками, в нарушении ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ; пунктов 40, 84 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116, зарегистрированным в Минюсте России 19.05.2014 N 32326 (далее - ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением");
- о борудование, работающее под избыточным давлением, (трубопровод пара per . N ***, паровые котлы pe г. N N ***) не введено в эксплуатацию в установленном порядке в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ, п. 204 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" ;
- не представлены действующие инструкции и режимные карты по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно-химического режима паровых котлов в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ; "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.п. 294 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением"; п. 2.4 М етодических указаний по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно-химического режима паровых и водогрейных котлов (РД 10-179-98);
- на части трубопровода пара per . N *** отсутствует тепловая изоляция в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ; п. 349 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
в Московско-Курском территориальном участке Московской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД", сеть газопотребления N 3, рег. N *** по адресу: ****
- о борудование, работающее под избыточным давлением, (паровые котлы типа Е 1,0-09ГЗ per . N N ***) не введено в эксплуатацию в установленном порядке) в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ , п.п. 204, 209 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
- т рубопровод пара после паровых котлов в пределах здания котельной не поставлен на учет в МТУ Ростехнадзора в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.п. 214, 216 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
- не проведена экспертиза промышленной безопасности трубопровода пара после паровых котлов в пределах здания котельной в нарушение требований ч. 1 ст. 7 и ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 408 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
- о тсутствует паспорт на трубопровод пара после паровых котлов в пределах здания котельной в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ, п. 209 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
- не определен срок безопасной эксплуатации парового котла per . N 9094 в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ, п.п. 360, 364 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
- не установлен срок дальнейшей безопасной эксплуатации наружного газопровода (ввод в эксплуатацию с 1964 года) в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ, п.п. 6, 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, п. 76. Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870), п. 9. Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления ;
в Московско-Курском территориальном участке Московской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД", сеть газопотребления N 2, рег. N *** по адресу: ***
- н е проведена очередная экспертиза промышленной безопасности наружного подземного распределительного газопровода (эксплуатируются с 1965г) в соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности *** (установленный срок - 2013г). Наружный подземный и надземный газопровод среднего давления Ду 200-150-100 мм общей протяженностью 463,1 п.м. 1965 года постройки проложен по территории эксплуатационного вагонного депо Орехово - Зуево Московской дирекции Инфрастуктуры к газифицированной котельной расположенной по адресу Хибинский проезд, д. 3, ст. Лосиноостровская, г. Москва, в нарушение требований ч.1 ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.7 ФНиП N 538 от 14.11.2013г. "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности";
- н е проведена замена изоляционного покрытия, указанного в заключении экспертиза промышленной безопасности наружного подземного распределительного газопровода *** (установленный срок - 2013г). Наружный подземный и надземный газопровод среднего давления Ду 200-150-100 мм общей протяженностью 463,1 п.м. 1965 года постройки проложен по территории эксплуатационного вагонного депо Орехово - Зуево Московской дирекции Инфрастуктуры к газифицированной котельной расположенной по адресу Хибинский проезд, д. 3, ст. Лосиноостровская, г. Москва в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 7 ФНиП N 538 от 14.11.2013г. "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности";
в Эксплуатационном локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская структурное подразделение Московской дирекции тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", сеть газопотребления, рег. N *** по адресу: ***
- не внесены изменения в Государственный реестр опасных производственных объектов в связи с реорганизацией филиала ОАО "РЖД" - Московской Дирекции по ремонту тягового подвижного состава в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 23.3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 (далее - Административного регламента);
- н е обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности сооружения на опасном производственном объекте, предназначенного для осуществления технологических процессов: дымовых труб песко-сушильных установок - 2 ед. в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, ст. 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления , п. 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, п.6 Заключения экспертизы промышленной безопасности per . N A 01-3 C -11232-2007;
- отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенные в государственный реестр экспертиз промышленной безопасности следующих технических устройств: участков наружных надземных газопроводов; внутренних газопроводов пескосушильного отделения; газового оборудования песко-сушильных установок в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, п. 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
- автоматика безопасности при ее отключении или неисправности не блокирует возможность подачи природного газа на газоиспользующее оборудование в ручном режиме в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 78 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов эксплуатационного локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 10, п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007);
в Московско-Курском региональном участке Московской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД", сеть газопотребления N 6, рег. N *** по адресу: ***
- допускается эксплуатация вновь смонтированных (в рамках II этапа проекта по техническому перевооружению газовой котельной шифр ОФ-91852-ГСВ): внутреннего г азопровода котельной (от существующего газового ввода), оборудованного термозапорным клапаном КТЗ-001-150Ф, запорной арматурой (кран шаровой), электромагнитным отсечным клапаном ВНбН-бст; газопроводов и газового оборудования ГРУ (в составе: запорной арматуры, фильтра ФН8-6, измерительного комплекса расхода газа СГ-ЭК-ВЗ-Т2-0,5-2500/1,6, регуляторов давления газа типа РДГ-150н/105 с встроенными предохранительно - запорными клапанами (2ед), предохранительным сбросным клапаном ПСК-50н/5, приборами КИП и А), в отсутствии разрешения, выдаваемого органом государственного надзора по результатам обследования готовности оборудования к приему газа в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 26 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, п. 98 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 10.2010 N 870;
- д опускается эксплуатация газоиспользующих установок (газопроводов и газового оборудования котлов *** ст. NN 1, 2, 3), находящихся в работе с апреля 2013 года см. акт приёмки под пуско-наладочные работы), без акта приемки в эксплуатацию в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 24 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, п. 98 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870;
- допускается эксплуатация сети газопотребления с датчиками контроля загазованности (по метану) Segugio зав. N N 80174, 80163, 80158 не пригодными к эксплуатации согласно извещений ФБУ "ЦСМ Московской области" N N *** от 25.08.2014; не проведена периодическая проверка датчиков контроля загазованности (СО и СН4) Segugio зав. N *** и сигнализаторов RGDCO 0 MP 1 зав. N N ***, ***, **после окончания срока действия свидетельств о поверке ФБУ "ЦСМ Московской области" N N ***, *** А***, А***0, А****от 25.08.2014 установленного до 25.08.2015 в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 77 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 870, ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N102-ФЗ;
в Московско-Курском ОМТО Московской ДМТО СП РЖДС - филиала ОАО "РЖД", склад ГСМ ст. Лихоборы, рег. N А01-0711-6602 по адресу: ****
- не осуществляется постоянный автоматический контроль за загазованностью парами нефтепродуктов в помещениях насосных N 1, N 2, склада ГСМ в нарушение требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.п. 2.2.4, 2.3.17 ПОТ Р М-021-2002;
- н е оборудованы помещения насосных N 1, N 2 и склада ГСМ аварийной вентиляцией в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 3.2.17 ПОТ Р М-021-2002;
- не обеспечено автоматическое включение вентиляторов, обслуживающих заглубленное помещение насосной склада ГСМ, в момент открытия двери в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 3.2.4 ПОТ Р М-021-2002;
- отсутствует документация, подтверждающая обеспечение необходимого воздухообмена в помещениях насосных N1, N2 и склада ГСМ в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 2.5.4 ПОТ Р М-021-2002;
- отсутствует исполнительная схема устройств молниезащиты зданий насосных N 1, N 2, склада ГСМ и эстакады слива нефтепродуктов из ж/д цистерн в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.п. 5.3.1, 5.3.4, 5.3.14, 5.3.15, 5.4.18 ПОТ Р М-021-2002;
в Москова-Сортировочном МК ОМТО Московской ДМТО СП Росжелддортранс - филиала ОАО "РЖД", склад ГСМ, рег. N А01-07011-11514 по адресу: ***
- в помещении хранения масла (здания насосной) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, п. 2.5.2, 3.2.17 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002;
- н а складе ГСМ ст. Москва-Сортировочная отсутствует аварийное освещение в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, п. 5.1.13 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002;
- д верь заглубленной насосной масла не сблокирована с пусковым устройством вентиляционной установки в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, п. 3.2.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России заN 3487 от 31.05.2002;
- в зданиях насосных масла и дизельного топлива, помещении маслохранилища отсутствует аварийная вентиляция в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, п. 3.2.17 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002;
- н а площадке железнодорожных эстакад отсутствует твердое, водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм с уклоном не менее 2° в сторону лотков и сборные колодцы (приямки) в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, пункт 3.4.5 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированным в Минюсте России за N3487 от 31.05.2002;
- отсутствуют паспорта с указанием срока безопасной эксплуатации: на насосы дизельного топлива (2 ед.) и масла (5 ед.); на сливные эстакады дизельного топлива и масла; на дыхательные клапаны; на вентиляционные системы помещений насосных масла и дизельного топлива, маслохранилища в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 N263, пункт 2.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002; раздел 7, 8 ГОСТ 2.610-2006 ЕСКД. Правила выполнения эксплуатационных документов;
- не проводятся проверки кратности воздухообмена помещений насосных масла и дизельного топлива в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 N263, пункт 2.5.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002.
- производственные помещения склада ГСМ не оборудованы стационарыми газоанализаторами в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 N263, пункт 2.3.17 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002.
на ст. Люблино Московского-Курского ДМТО СП Росжелдортранс - филиала ОАО "РЖД", склад ГСМ, рег. N **** по адресу: ****
- отсутствуют приточно-вытяжная вентиляция насосной дизельного топлива в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 N263, пункт 3.2.17 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002.
-отсутствует аварийная вентиляция помещений насосных масла и дизельного топлива в в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. п. 6, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 N263, пункт 3.2.17 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, зарегистрированных в Минюсте России за N 3487 от 31.05.2002.
Указанные действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 2.3-292 от 23 июня 2016 года; предписанием МТУ Ростехнадзора 27/2.3 от 12 февраля 2016 года; распоряжением о проведении внеплановой проверки юридического лица от 03 июня 2016 года N****; актом проверки N **** органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 17 июня 2016 года и другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что все возможные меры к выполнению требований предписания были предприняты, невыполнение пунктов предписания в полном объеме связано с необходимостью заключения договоров со специализированным организациями, требующих дополнительных временных затрат, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Несоблюдение вышеуказанных требований в области промышленной безопасности может повлечь возникновение угрозы или причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты - взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I , II , III классов опасности.
В данном случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ОАО "РЖД" имелась возможность для выполнения в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры по его выполнению.
При этом следует отметить, что исполнение пунктов 1, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 29, 30, 38, 39, 46, 47 предписания не требовали несения Обществом денежных затрат, поскольку касались нарушений документального оформления эксплуатации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте ОАО "РЖД".
Ссылка заявителя на то, что 04 апреля 2016 года и 19 апреля 2016 года ОАО "РЖД" были поданы ходатайства о продлении срока исполнения предписания от 12 февраля 2016 года, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, так как по результатам рассмотрения указанных ходатайств заместителем руководителя Ростехнадзора принято решение об отказе в их удовлетворении, в связи с тем, что ОАО "РЖД" не были представлены документы, подтверждающие наличие оснований для продления срока выполнения предписания, материалы о ходе устранения нарушений, а также проведении юридическим лицом организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела и жалоб должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо и судьи первой и второй инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей назначено ОАО "РЖД" в соответствии с санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о возможности назначения Обществу административного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с наличием исключительных обстоятельств является необоснованным в силу следующего.
Исходя из положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Между тем из материалов дела не усматривается наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы; ОАО "РЖД" назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения требований промышленной безопасности могут повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Доказательств того, что размер назначенного должностным лицо наказания с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица по делу, как и исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением Общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, по делу не установлено.
В связи с этим, основания для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Изучение материалов дела свидетельствует, что к выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судебными инстанциями проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судей при рассмотрении жалоб заявителя, в представленных материалах дела не имеется. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу решений, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 30 июня 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 ноября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" Гаврикова В.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.