Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Рябко В. Б., поданную в интересах Махмудова Ж. С. на вступившее в законную силу постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2016 года гражданин Республики Узбекистан Махмудов Ж.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник Рябко В.Б . , выражая несогласие с названным судебным актом, просит об отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Махмудова Ж.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ , поскольку на момент задержания у Махмудова Ж.С. имелись все необходимые документы, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации, которые на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению дела об административном правонарушении отсутствовали при себе.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23 февраля 2016 года в 17 часа 40 минут по адресу: г. Москва, Ореховый проезд, д. 19 сотрудниками ОМВД России по району Зябликово г. Москвы выявлен гражданин Республики Узбекистан Махмудов Ж.С., который в нарушение установленного режима пребывания (проживания) находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновность Махмудова Ж.С. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протокол об административном правонарушении; рапорт сотрудника ОМВД России по району Зябликово г. Москвы; сведения из ЦАСБ, ЗИЦ, ЦБД УИГ ФМС.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Махмудова Ж.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о законности пребывания Махмудова Ж.С. не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Как следует из материалов дела Махмудов Ж.С. въехал на территорию Российской Федерации 21 ноября 2015 года, ему выдана миграционная карта 6843832; 23 ноября 2015 г. Махмудов Ж.С. встал на миграционный учет сроком до 19 февраля 2016 г.; 25 апреля 2015 г. на имя Махмудова Ж.С. УФМС России по г. Москве выдан патент на осуществление трудовой деятельности; 01 января 2016 г. с Махмудовым Ж.С. заключен трудовой контракт, о чем подано соответствующее уведомление в УФМС работодателем ГБУ г. Москвы "Жилищник Зябликово" (л.д. 13 - 17). Согласно представленным к настоящей жалобе квитанциям и подтверждениям ПАО Сбербанк России, в период с сентября 2015 г. по апрель 2016 г. Махмудовым Ж.С. внесены авансовые платежи за выданный патент.
Между тем указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о законности нахождения Махмудова Ж.С. на территории Российской Федерации, поскольку соблюдение Махмудовым Ж.С. требований Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в том числе встать на миграционный учет по месту пребывания, после истечения срока пребывания, то есть после 19 февраля 2016 г., которые он, тем не менее, нарушил.
Также следует отметить, что документальные данные, подтверждающие оплату Махмудовым Ж.С. патента за период с апреля 2015 г. по август 2015 г., а, следовательно, продление срока его действия на указанный период, в материалы дела, а также к настоящей жалобе не представлены.
Из общих положений Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет включает в себя:
1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частями 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине: заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (п. 9 ч. 1). В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии. Территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Таким образом, само по себе наличие у Махмудова Ж.С. патента на осуществление трудовой деятельности, не освобождало его как иностранного гражданина от обязанности по соблюдению требований миграционного законодательства Российской Федерации, а именно встать на миграционный учет по месту пребывания по истечении срока действия выданной ему миграционной карты.
Изложенное свидетельствует, что действия Махмудова Ж.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями миграционного законодательства и КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда назначено Махмудову Ж.С. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного Махмудову Ж.С. наказания, в том числе по доводу жалобы заявителя о том, что он ранее не привлекался к административной ответственности на территории Российской Федерации, также не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Махмудова Ж.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Махмудова Ж. С. оставить без изменения, жалобу защитника Рыбко В.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.