Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Матвеева Я.А. на постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года, которым Матвеев Я.А., * года рождения, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2. КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
* года в отношении Матвеев Я.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит Матвеев Я.А. по доводам, изложенным в жалобе, в том числе указывая на нарушения норм процессуального права и материального права, отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения, рассмотрение дела в без участия стороны обвинения.
В судебное заседание Матвеев Я.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Матвеев Я.А., будучи участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения пикетирования, а именно: * года в * час. * мин., находясь по адресу: * у выхода из станции метро "Таганская" кольцевой линии в составе группы граждан в количестве 6 человек принял участие в пикетировании, проведение которого в нарушение п. 11 Указа Президента РФ от 09 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года", Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" осуществлялось без уведомления органа исполнительной власти Москвы.
Обстоятельства совершения Матвеевым Я.А. административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от * года; протоколом об административном задержании от * года с приложением; протоколом осмотра места происшествия от * года; фототабицей; письмом ГУ МВД России по г. Москве, адресованному врио руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы; письмами Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от * года N *, * года N *; письмом заместителя Префекта ЦАО г. Москвы от * года N *; письмом ГУ МВД России по г. Москве от * года N *; актами исследования интернет ресурсов от *, *,* 2017 года; справкой врио начальника 6 отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве от 11 июля 2017 года, из содержания которого следует, что в ГУ МВД России по г. Москве поступила информация о том, что на территории города Москвы 8 и 9 июля 2017 года неизвестными лицами планируется проведение массовой акции под условным названием "Агитационный weekend " ("Агитационные выходные", "Агитационный субботник"). Указанная информация была заранее опубликована на различных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на сайтах: www . navalny . com , *, * . * и * 2017 года в г. Москве сотрудниками полиции и Росгвардии были выявлены граждане, которые, в заранее спланированное время, по определенному для каждого адресу, осуществляли раздачу прохожим средства наглядной агитации, а именно: печатные материалы с содержащимися в них письменными и изобразительными средствами ("*", "*" и т.д.). Указанные граждане были одеты в белые футболки с надписью "*". Данные средства наглядной агитации несут" в себе применяемую для политического воздействия информацию, способствующую формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к гражданину А.А. Навальному. Данные акции с достаточной очевидностью объедены единством целей и общей организацией. Проводились единовременно * и * июля 2017 года в период времени с * час. * мин. до * час. * мин. на территории города Москвы. Согласно имеющейся в ГУ МВД России по г. Москве информации данные массовые мероприятия имели координируемые, согласованные действия, объединенные единым замыслом. Данные обстоятельства подтверждаются представленными ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве фото-видеоматериалами. Согласно поступившей из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, информация - уведомления о проведении массовых акций в поддержку А.А. Навального на территории города Москвы на * и * июля 2017 года в Правительство Москвы не поступали; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения от * г. с приложением, иными материалами дела.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья районного суда обоснованно принял во внимание рапорты и объяснения сотрудников полиции Милосердова Р.О. и Тихомирова Д.Л., поскольку сведения, изложенные ими в рапортах и объяснениях, последовательны и согласуются с письменными материалами дела. Оснований для оговора Матвеева Я.А. у них судом не установлено. Сотрудники полиции при даче объяснений были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Таким образом, данные рапорты и объяснения сотрудников полиции соответствуют требованиям, предъявляемым ст.26.2 КоАП РФ и обоснованно положены в основу постановления.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Матвеева Я.А. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с чч.1, 2 ст.28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п.9 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматриваю.
Все доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
При таких обстоятельствах, установив, что Матвеев Я.А., находясь у д. 18 ул. Верхняя Радищевская, стр. 1 у выхода из станции метро "Таганская" кольцевой линии , с целью выражения и формирования мнений, выдвижение требований по вопросам политической жизни страны держал в руках и раздавал прохожим средства наглядной агитации, суд пришел к правильному выводу о том, что Матвеев Я.А. осуществлялось пикетирование.
С доводом жалобы заявителя о том, что имело место не пикетирование, а информирование по выдвижению Навального А. кандидатом в Президенты РФ, в связи с чем на него положения Закона N 54-ФЗ не распространяются, согласиться нельзя.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется как законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, так и настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В силу положений п. 4 ст. 2 Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" действия по "информированию граждан о проведении кампании по выдвижению Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации" относятся к предвыборной агитации, в то время как решение о назначении выборов не принято и агитационный период не начался.
В соответствии с п.7 ст.13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Согласно ст.12 указанного Федерального закона к омплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.
Пунктом 11 данного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Указанный пункт Указа Президента РФ не содержит исключений для лиц, проводящих одиночное пикетирование.
Таким образом, действия Матвеева Я.А., принявшего 08 июля 2017 участие в несогласованном публичном мероприятии, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы обязательное участие в судебном заседании лица, поддерживающего обвинение от имени государства, для данной категории дел нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Статьей 27.1 КоАП РФ задержание предусмотрено как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
О произведенном административном задержании составлен протокол, имеющийся в материалах дела. Данный протокол соответствует требованиям ст.27.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Матвеев Я.А. принял участие в публичном мероприятии, находился в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении него на месте выявления административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей соответствует требованиям ст. 3.1, ст. 3.9 и ст. 4.1 КоАП РФ, назначено в пределах санкции ст.20.2 ч.5 КоАП РФ, с учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, а также смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Другие доводы, изложенные заявителем в жалобе, также не являются основанием к отмене постановления судьи. Они направлены на иное, неверное, толкование норм права и переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2. КоАП РФ, в отношении Матвеева Я.А. - оставить без изменения, жалобу Матвеева Я.А.- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.