судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Алексеевой А.С. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 29 мая 2017года, которым Алексеева А.С. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2. КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
11 мая 2017 года в отношении Алексеевой А.С. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление, на которое подана жалоба Алексеевой А.С., указывая на нарушения норм процессуального права и материального права, в том числе нарушения права на состязательный процесс необоснованность отказа в допросе свидетелей, необоснованность задержания Алексеевой А.С., указывает, что было нарушено ее право обращения в государственные органы, право на свободу выражения мнений, считает назначенное наказание чрезмерно суровым.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Алексееву А.С., ее защитника Шедова Д.В., поддержавших доводы жалобы, выслушав свидетелей "***" и "***", обозрев видеоматериалы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Алексеева А.С, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный Федеральным законом от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования" порядок проведения публичного мероприятия.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: Алексеева А.С. 11 мая 2017 года в 11 час. 00 минут по адресу: город Москва, "***", в составе группы граждан в количестве 5 человек приняла участие в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого в органы исполнительной власти города Москвы не подавалось, при этом данная группа граждан наряду с Алексеевой А.С. осуществляла передвижение от "***" площади в сторону здания Генеральной прокуратуры РФ, в руках Алексеева А.С. несла картонную коробку с надписями на ней тематического содержания.
Обстоятельства совершения Алексеевой А.С. административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении, согласно которому Алексеева А.С. 11 мая 2017года в 11 час. 00 минут по адресу: город Москва, "***" в составе группы граждан в количестве 5 человек приняла участие в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого в органы исполнительной власти города Москвы не подавалось, при этом данная группа граждан наряду с Алексеевой А.С. осуществляла передвижение от "***" площади в сторону здания Генеральной прокуратуры РФ, в руках Алексеева А.С. несла картонную коробку с надписями на ней тематического содержания;
- протоколами об административном задержании и доставлении Алексеевой А.С. в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ;
- рапортами сотрудников полиции, из которых следует, что Алексеева А.С. 11 мая 2017года в 11 час. 00 минут по адресу: город Москва, "***" в составе группы граждан в количестве 5 человек приняла участие в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого в органы исполнительной власти города Москвы не подавалось, при этом данная группа граждан наряду с Алексеевой А.С. осуществляла передвижение от "***" площади в сторону здания Генеральной прокуратуры РФ, в руках Алексеева А.С. несла картонную коробку с надписями на ней тематического содержания;
- сообщением Правительства Москвы о том, что в органы исполнительной власти города Москвы не поступало уведомления о проведении публичного мероприятия 11.05.2017 года по адресу: гор. Москва, "***", "***" площадь.
Суд обоснованно принял во внимание рапорты сотрудников полиции "***" "***", поскольку сведения, изложенные ими в рапортах с иными материалами дела. Данные рапорты соответствуют требованиям, предъявляемым ст.26.2КоАП РФ и обоснованно положены в основу постановления.
Факт отсутствия уведомления о проведении публичного мероприятия Алексеевой А.С. не отрицался.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Алексеевой А.С. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с чч.1, 2 ст.28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п.9 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данных доказательств недостоверными не усматриваю.
Все доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Довод о том, что Алексеевой А.С., совместно с другими участниками акции не проводилось публичное мероприятие, а они имели намерение всего лишь отнести заявление в Генеральную прокуратуру несостоятелен и опровергается материалами дела.
Понятие публичного мероприятия и порядок его проведения регулируется Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст.2 указанного закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Из материалов дела, в том числе из представленной видеозаписи усматривается, что группа граждан, в которую входила и Алексеева А.С. осуществляла движение по Тверской улице с большими коробками, на которых имелись надписи: Более двух миллионов людей требуют справедливости для чеченской сотни", " Russia : Justice for the Chechen 100", "395 373 подписей www .change .org /chechnya 100", " Over 2 million people say justice for the Chechen 100" и логотипами организаций и сетевых инициатив: " Russian LGBT Network ", " All Out Avaaz ", " Chenge . org ". При этом граждане несли коробки так, чтобы имеющиеся на них надписи были видны окружающим. Указанные граждане демонстрировали коробки как окружающим, так и представителям прессы.
Как пояснила в судебном заседании Алексеева, указанные на коробках надписи связаны с ущемлением прав лиц нетрадиционной ориентации в Чечне. Также Алексеева А.С. подтвердила, что коробки были пустые, в них могла лежать только флэшка, на которой имелись данные о собранных ими подписях. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля "***" также подтвердил, что группа лиц, которых он сопровождал в качестве юриста достали коробки, на которых были надписи про чиченскую сотню и ши по улице до тех пор, как были задержаны сотрудниками полиции. Подписи, которые они собирались передать в Генеральную прокуратуру, находились на флэшке.
Свидетели "***" и "***" подтвердили, что Алексеева А.С. несла коробки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Алексеева А.С., находясь в общественном месте совместно с другими гражданами, публично выражала свое мнение по одному из социальных вопросов, в том числе путем использования средств наглядной агитации, ее действия квалифицированы как участие в публичном мероприятии правильно.
К утверждению Алексеевой А.С. и свидетелей "***" и "***" об отсутствии умысла проводить публичное мероприятие надлежит отнестись критически, как к попытке уйти от ответственности. Данное утверждение е согласуется с действиями участников публичного мероприятия.
Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года , гарантированное Российской Федерации, ее , право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( , Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
При таких обстоятельствах, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Алексеевой А.С. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В статье Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Порядок проведения пикета регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным законом, в том числе положениями ст.7 предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
В связи с тем, что Алексеева А.С., зная о несогласованности публичного мероприятия, приняла в нем участие, не прекратила публичное мероприятие, ее действия правильно квалифицированы по КоАП РФ.
Статьей 27.1 КоАП РФ задержание предусмотрено как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Алексеева А.С. приняла участие в публичном мероприятии, находясь на улице, в составе группы граждан, в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении нее на месте выявления административного правонарушения.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводом о незаконности применения данной меры.
О произведенном административном задержании составлен протокол, имеющийся в материалах дела. Данный протокол соответствует требованиям ст.27.4 КоАП РФ.
Судьей районного суда в соответствии с требованиями КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Участие в деле должностного лица, поддерживающего обвинение, действующими нормами КоАП РФ по данной категории дел законом не предусмотрено.
Довод о том, что судом было отказано в удовлетворении ходатайств защиты не может повлечь отмену постановления.
В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
Заявленные в ходе производства по делу ходатайства были разрешены судьей районного суда в соответствии с положениями ст. 24.4 КоАП РФ, что усматривается из определения суда первой инстанции. Суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных ходатайств.
Административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей соответствует требованиям , и КоАП РФ, назначено в пределах санкции ст.20.2 ч.5 КоАП РФ, с учетом личности виновной, характера совершенного административного правонарушения, а также смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Другие доводы, изложенные заявителем в жалобе, также не являются основанием к отмене постановления судьи. Они направлены на иное, неверное, толкование норм права и переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.6-ст. 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 29 мая 2017 года в отношении Алексеевой А.С. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.