Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЗАО "Моспромстройинжиниринг" по доверенности Романовской Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N***года, на решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 22 июля2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46КоАП г.Москвы, в отношении ЗАО "Моспромстройинжиниринг",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N***года ЗАО "Моспромстройинжиниринг"признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.46КоАП г.Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного ***.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник Общества подал на него жалобу в Бабушкинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 22 июля2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитникЗАО "Моспромстройинжиниринг" по доверенности Романовская Е.А. обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам; действия Общества должностным лицом неправильно квалифицированы по ст.4.46 КоАП г.Москвы; не доказано наличие состава и события вмененного административного правонарушения; Обществу вменяются нарушения ст.55 Закона об охране окружающей среды, который является федеральным правовым актом, а не правовым актом города Москвы; состав административного правонарушения по ст.4.46 КоАП г.Москвы образует нарушение Правил проведения земляных работ, которые Обществом в рассматриваемом случае не нарушались, так как при установленных обстоятельствах проводились строительно-монтажные работы, в связи с чем не подлежали применению требования к производству работ в ночное время, предусмотренные подп.2.5.15 Правил производства земляных работ.
В судебном заседании защитник ЗАО "Моспромстройинжиниринг" по доверенности Романовская Е.А.поддержалаприведенные выше доводы жалобы в полном объеме, просил их удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводыподанной жалобы, выслушав объяснения защитника, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и решениесудьи районного суда законными и обоснованными ввиду следующего.
Статьей 4.46 КоАП г. Москвы предусмотрено, что нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Положениямич.1 и ч.3 ст. 37 того же Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ определено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды; при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке ст.55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты; при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий; запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы", к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время с 23 часов до 07 часов на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе, производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покояграждан и тишины в ночное время.
Согласно п. 2.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждения размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2014 года N299-ПП, в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности на участке проведения работ и прилегающей территории проведения работ должно соответствовать требованиям, в том числе, защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности запыления атмосферного воздуха.
На основании п. 2.5.15 тех же Правил, при выполнении работ в ночное время суток необходимо обеспечить глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не проводить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с повышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука с 23 часов до 07 часов на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Статьей 421 ГК РФ определено, что юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
По смыслу ч. 1 ст. 751 ГК РФ, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда , в период времени с ** час.до ** час. ***года ЗАО"Моспромстройинжиниринг", будучи генеральным подрядчиком строительства жилого дома с инженерными сетями, благоустройством и освоением территории, в ходе проведения земляных работ по устройству котлована для подземной части здания, содержания временного ограждения стройплощадки и содержания бытового городка, пункта мойки колес на основании Ордера (разрешения) ОАТИ на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов N***года, сроком действия до ***года, на строительной площадке по адресу: г.Москва, ул.***, в нарушение требований ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2.1, п. 2.5.15 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждения размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2014 года N299-ПП, п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п.9 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96,в связи с доставкой бетонной смеси с помощью автобетоносмесителей марки "Ман", государственный регистрационный знак ***, и марки "***", государственный регистрационный знак ***, с одновременнымразмещением 5 автобетоносмесителей в ожидании очереди на разгрузку бетонной смеси, глушение двигателей которых не обеспечивалось, с подачей распределительной гидравлической стрелой бетоннойсмеси к месту производства работ, с единичным проездом транспортных средств по ул.*** и ул.***г.Москвы, допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, непостоянного и колеблющегося по времени, установленного протоколом проведения Г ПБУ "Мосэкомониторинг" измерений уровня шума N38 от ***года, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ЗАО "Моспромстройинжиниринг"указанного административного правонарушения и его виновность в его совершении подтверждаются совокупностью собранных и исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Моспромстройинжиниринг" и проведении административного расследования; ордерами (разрешением) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов; разрешением, выданного Мосгосстройнадзора ЗАО "Моспромстройинжиниринг" на строительство; графиками производственных работ; договоромна выполнение строительно-монтажных работ от ** года, согласно которому, ЗАО "Моспромстройинжиниринг" является генеральным подрядчиком строительства жилого дома с инженерными сетями, благоустройством и освоением территории по адресу: г.Москва, ул.***, *** , и пунктами 7.1.15 и 13 которого предусмотрено, что генеральный подрядчик обязан обеспечить выполнение на строительной площадке мероприятий в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, а также другими обязательными нормами законодательства Российской Федерации и нести полную юридическую и административную ответственность за невыполнение указанных мероприятий, за нарушение экологической безопасности, за не выполнение требований природоохранного законодательства ; п исьменными объяснениями генерального директора ЗАО "Моспромстройинжиниринг" и представителя Общества и подоверенности; общим журналом работ; актом приемки-передачи строительной площадки по адресу: г.Москва, ул.***, протоколом проведения Г ПБУ "Мосэкомониторинг" измерений уровня шума N38 от ***года, в соответствии с которым, з амеры проводились в 5-ти точках, превышение нормативов допустимого уровня шума, обусловленных производством строительных работ, зафиксированы в точке N 1 по эквивалентному уровню звука - 18 дБА, по максимальному - 6 дБА, в точке N 2 по эквивалентному уровню звука - 21 дБА, по максимальному - 8дБА; фотоматериалом, которым зафиксированы проведение ЗАО "Моспромстройинжиниринг" работ на строительной площадке по указанному адресу в ночное время суток, автобетоносмесители марок "Ман", государственный регистрационный знак ***, и "***", государственный регистрационный знак ***, 5 автобетоносмесителей в ожидании очереди на разгрузку бетонной смеси, подача распределительной гидравлической стрелой бетонной смеси к месту производства работ, проезд транспортных средств по ул.*** и ул.***г.Москвы ; актом о приемке выполненных работ на указанной строительной площадке за период с ***года по ** года;выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от *** годапо ст.4.46КоАП г.Москвы в отношении ЗАО "Моспромстройинжиниринг", вынесенного в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в котором полно изложены обстоятельства правонарушения, указаны нормы законов и правовых актов, которые нарушены, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, с протоколом об административном правонарушении защитник Общества по доверенности ознакомлен, копию его получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит; постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N***года, которым ЗАО "Моспромстройинжиниринг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г.Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного ***.
Данные доказательства составлены должностными лицами Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, событие административного правонарушения и винаЗАО "Моспромстройинжиниринг" в совершении вмененного ему административного правонарушения объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, оснований не доверять которым не имеется, включая протокол измерений уровня шума N38 от ***года, проведенных Г ПБУ "Мосэкомониторинг", на которое приказом руководителя Департамента от ** года N 87 возложены обязанности по проведению измерения (контроль) уровней шума в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, имеющего Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N *** с ** года до ** года, в ходе которых замерялся непостоянный шум,в соответствии с ГОСТ 23337- ГОСТ 23337-78 "Шум. Методы измерения, шума на строительной территории и в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественные зданий и на территории жилой застройки".
Кроме того, в данном случае следует отметить, что в силу п. 2 постановления Правительства Москвы от 24 июня 2003 года N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы",экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ "Мосэкомониторинг" как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.
При этом, сам факт осуществления работ в ночное время на строительной площадке по адресу: г.Москва, ул.***, ***, Обществом не оспаривается.
Норма ст. 4.46 КоАП г.Москвы является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки ( таблица 3 и п. 9 ). При этом, согласно п. 1.2 данных норм, санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории РФ независимо от формы собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
Поскольку ЗАО "Моспромстройинжиниринг", выполняя функцию генерального подрядчика на основании договора о выполнениистроительно-монтажных работ от 01 июля 2015 года , и являясь надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, обязанным соблюдать требования, установленные правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума , его действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г.Москвы.
Исходя изусловий заключенного договора от *** года, Ордера (разрешения) ОАТИ на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов N***года, акта выполненных работ, из которых усматривается, что генеральный подрядчик ЗАО "Моспромстройинжиниринг" в ходе строительства жилого дома с инженерными сетями, благоустройством и освоением территории, на строительной площадке не только ведет строительно-монтажные работы, но и проводит земляные работы по устройству котлована для подземной части здания, содержания временного ограждения стройплощадки и содержания бытового городка, а также принимая во внимание диспозицию ст.4.46 КоАП г.Москвы, которой является нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, подлежат отклонению как несостоятельные доводы жалобы о том, что состав административного правонарушения по данной норме образует нарушение Правил проведения земляных работ, которые Обществом в рассматриваемом случае не нарушались, при установленных обстоятельствах им проводились строительно-монтажные работы.
Также не могут повлиять на квалификацию действий Общества по ст.4.46 КоАП г.Москвыи явиться основанием к освобождению его от административной ответственности утверждения в жалобе о том, что Обществу вменяются нарушения ст.55 Закона об охране окружающей среды, который является федеральным правовым актом, а не правовым актом города Москвы, так как ЗАО "Моспромстройинжиниринг"в данном случае вменяется то, что нарушение им условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время повлекло превышение допустимого уровня шума вблизи жилых домов, что является нарушением статей11, 37, 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве", п. 2.5.15 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждения размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2014 года N299-ПП, и что составляетобъективную сторону правонарушения по ст. 4.46 КоАП г.Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ЗАО "Моспромстройинжиниринг" приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве", п. 2.1, п. 2.5.15 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждения размещения временных объектов вгороде Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2014 года N299-ПП, п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п.9 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а также доказательства невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от заявителя причинам.
Таким образом, должностным лицом были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.4.46 КоАП г.Москвы, что отражено в составленных им процессуальных документах.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности должностным лицом Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы соблюдена, существенных нарушений процессуальных норм, установленных КоАП РФ и влекущих отмену постановления, должностными лицами в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает назначение административного штрафа в значительном размере.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1 , 3.12 , 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ст.4.46КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N***года, решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 22 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46КоАП г.Москвы, в отношении ЗАО "Моспромстройинжиниринг" оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО "Моспромстройинжиниринг" по доверенности Романовской Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.