Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей областного суда Раковского В.В., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Борниковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вагапова Рашида Шарифовича на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Вагапова Рашида Шарифовича к УФСИН России по Оренбургской области о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Оренбургской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить на учет,
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., мнение представителя Вагапова Р.Ш. - Поповой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Истец Вагапов Р.Ш. обратился в суд с иском, указав, что решением комиссии УФСИН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от (дата) ему отказано в постановке на очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей жилой площадью на одного человека семьи более 15 кв.м (п.2 ч.3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-Ф3). Приказом УФСИН России по Оренбургской области N-лс от (дата) он был уволен со службы с (дата) по достижению предельного возраста на службе с правом на пенсию по выслуге лет. Выслуга на день увольнения составила более 27 лет. Считает решение комиссии незаконным, поскольку, принимая решение об отказе, комиссия исходила из того, что истец был зарегистрирован с (дата) года по (дата) года и с (дата) года по настоящее время по адресу: (адрес) жилом помещении, общей площадью более *** кв.м, принадлежащем на праве собственности его матери ФИО6 и на каждого члена семьи приходится более 15 кв.м. Право собственности на квартиру принадлежит его матери на основании свидетельства о государственной регистрации права от (дата) серии N. Однако жилое помещение по указанному адресу является только местом регистрационного учета, но не фактического проживания. По указанному адресу истец не проживает с (дата) года. После регистрации брака с ФИО7(дата) истец проживал в доме ее родителей по адресу: (адрес), до фактического прекращения брачных отношений - до (дата) года. За время совместного проживания с супругой жилье не приобреталось. С (дата) года по настоящее время истец снимает жилье. Истец указал, что с (дата) и до увольнения (дата) не имел и не имеет своего жилья. Более того, по месту службы он получал компенсацию за наем жилья в период с (дата) года по (дата) год, которая выплачивается лицам, не имеющим жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1228. После ухода истца из квартиры матери в (дата) году, истец в ней не жил, не нес расходов на ее содержание, не оплачивал коммунальные платежи. Поскольку у него образовалась своя семья, то соответственно бюджеты истца с матерью были разные, истец перестал быть членом семьи собственника квартиры и утратил право пользования квартирой по адресу: (адрес). Считает, что у жилищной комиссии не было оснований рассматривать истца как члена семьи собственника жилого помещения, в котором за истцом сохранилось право пользования. Согласно ответу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от (дата) за истцом не зарегистрированы права на объекты недвижимости с (дата) года по (дата) на территории Российской Федерации. Согласно ответу ГУП "ОЦИОН" от (дата) за истцом также не числится никаких объектов индивидуального жилищного строительства. Имея стаж в органах внутренних дел более 27 лет, то есть почти в три раза превышаемый требуемый, принимая участие в боевых действиях в горячих точках нашей страны, имея государственные награды, при выходе на пенсию истец остался без жилья. Истец полагает, что незаконным решением комиссии УФСИН России по Оренбургской области от (дата) грубо нарушено право истца на жилье, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесения изменений в отдельные законодательные акты" N 247-ФЗ, ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Просил суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Оренбургской области от (дата) об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложить на УФСИН России по Оренбургской области обязанность устранить допущенное нарушение и поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Истец Вагапов Р.Ш. и его представитель Попова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - УФСИН России по Оренбургской области Денисов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2017 года исковые требования Вагапова Р.Ш. оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился Вагапов Р.Ш., в апелляционной жалобе просит решение отменить полностью, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от (дата)N, Вагапову Р.Ш. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретение или строительства жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, п.12 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п.2 ч.3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
На (дата) (дата обращения истца с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в территориальную подкомиссию УФСИН России по Оренбургской области) истец являлся майором внутренней службы, старшим оперативным дежурным дежурной части отдела специального назначения УФСИН России по Оренбургской области, с выслугой в календарном исчислении более 27 лет.
Из текста искового заявления Вагапова Р.Ш. следует, что он зарегистрирован в (адрес), принадлежащей на праве собственности его матери ФИО6 однако фактически в данной квартире не проживает и членом семьи собственника жилья не является.
Согласно представленной справке ООО *** от (дата) Вагапов Р.Ш. с (дата) зарегистрирован по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м, а именно в периоды: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по настоящее время.
Договорами найма жилого помещения за (дата) годы, заключенные между ФИО10 и Вагаповым Р.Ш., подтверждают, что Вагапов Р.Ш. фактически проживал по адресу: (адрес) указанные периоды.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата), серия N однокомнатная квартира, расположенная на пятом этаже девятиэтажного дома, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, находящаяся по адресу: (адрес), принадлежит ФИО6
ФИО11 приходится матерью Вагапова Р.Ш., что подтверждается свидетельством о рождении от (дата) серия N.
Из представленных документов, приложенных к рапорту Вагапова Р.Ш., установлено, что Вагапов Р.Ш. сохранял право пользования квартирой N, в которой был обеспечен площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м, в связи с чем не являлся нуждающимся в жилом помещении и не имел права на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что истец был вселен в принадлежащую его матери квартиру, общей площадью *** кв.м, по адресу: (адрес) качестве члена семьи собственника жилого помещения, без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего права истца и членов его семьи иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, при этом на каждого члена семьи истца приходится более 15 кв.м общей площади жилого помещения, собственник жилого помещения признает за истцом право пользования жилым помещением как за членом семьи собственника.
Учитывая вышеизложенные нормы закона и обстоятельства дела, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии УФСИН России по Оренбургской области об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Все доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, судом первой инстанции им дана правильная оценка.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установилправильно, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, нарушения норм материального и процессуального права не допустил и постановилзаконное, обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вагапова Рашида Шарифовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.