Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Васякина А.Н., Ярыгиной Е.Н.
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Медногорска в защиту интересов Козикова И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В., Дымнича К.М. к администрации МО "город Медногорск" о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилых помещений лицам, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области
на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 02 августа 2017 года, которым исковые требования прокурора г. Медногорска в интересах Козикова И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В., Дымнича К.М. удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск, выраженное в непредоставлении жилых помещений Козикову И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В. и Дымничу К.М. как лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязал администрацию муниципального образования г. Медногорск после вступления решения суда в законную силу предоставить Козикову И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В., Дымничу К.М. по договорам найма благоустроенные применительно к условиям города Медногорска жилые помещения специализированного жилищного фонда, соответствующие санитарным и техническим требованиям и расположенные в жилых домах, уровень износа которых не превышает 30 %.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя администрации МО "г. Медногорск" - Корсетского С.А., действующего на основании доверенности и поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Лебеденко Н.М. и представителя истца Дымнича К.М. - Загориной М.Г., действующей на основании доверенности, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Медногорска обратился в суд с исками в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Козикова И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В., Дымнича К.М., в обоснование которого указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Медногорска в администрации МО г. Медногорск, установлено, что Козиков И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцева В.В., Дымнич К.М. относятся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, включены в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В 2017 году указанные лица обратились в администрацию МО г. Медногорск с заявлениями о предоставлении каждому из них жилого помещения, однако, жилые помещения до настоящего времени им не предоставлены, что существенно нарушает их жилищные права, гарантированные государством, а также оказывает негативное влияние на социальную адаптацию. Полагал, что администрацией не выполняются требования Федерального закона Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск, выраженное в непредоставлении жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать ответчика после вступления решения суда в законную силу предоставить Козикову И.А., Лебеденко Н.М., Кодинцевой В.В., Дымнич К.М. по договорам найма благоустроенные применительно к условиям населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарным и техническим требованиям, с уровнем износа жилых домов не более 30 %.
Определением суда от 02.08.2017 указанные выше исковые заявления прокурора г. Медногорска объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора г. Медногорска Семенюк И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Истцы Лебеденко Н.М. и Кодинцева В.В. в судебных заседаниях исковые требования прокурора г. Медногорска поддержали.
Представитель ответчика - администрации МО г. Медногорск Корсетский С.А. возражал против удовлетворения исковых требований, поясняя, что отсутствуют свободные жилые помещения в специализированном жилом фонде МО г. Медногорск. Указал также, что срок освоения денежных средств, выделенных в марте на цели приобретения жилья для сирот, ограничен 01.10.2017, до указанной даты администрация приобретет жилые помещения и, соответственно, предоставит их истцам. В отношении предоставления квартиры истцам Дымничу К.М., который проходит срочную военную службу, и Кодинцевой В.В., которая находится на очном обучении в Оренбургском ВУЗе, пояснил, что данные лица не могут претендовать на получение жилья, так как в отношении них не наступили условия, предусмотренные законом, а именно: окончание военной службы по призыву и обучения в учебном заведении.
Истцы Козиков И.А., Дымнич К.М., представители третьих лиц правительства Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства социального развития Оренбургской области, отдела образования администрации МО г. Медногорск, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация МО г. Медногорск Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурор, Козиков И.А., Кодинцева В.В., Дымнич К.М., представитель правительства Оренбургской области, представитель министерства образования Оренбургской области, представитель министерства социального развития Оренбургской области, представитель отдела образования администрации г. Медногорска не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ (ред. от 01.09.2017) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1853) органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что отцом Козикова И.А., *** года рождения, является К.А.В.., матерью - К.Л.Р..
Решением Медногорского городского суда от 12.10.2009 К.А.В. лишен родительских прав в отношении Козикова И.А. К.Л.Р. умерла 14.08.2011.
Отцом Лебеденко Н.М., *** года рождения, является Л.М.В. матерью - Л.Т.П ... Л.М.В ... умер 09.07.1999, Л.Т.П. умерла 07.01.2015.
Матерью Кодинцевой В.В., *** года рождения, является М.Е.А. отец указан в записи актов гражданского состояния со слов матери истца. М.Е.А. умерла 19.10.2012.
Матерью Дымнича К.М., *** года рождения, является Д.С.С.., отец указан в записи актов гражданского состояния со слов матери истца. Д.С.С ... умерла 19.07.2005.
Постановлениями администрации МО г. Медногорск Оренбургской области N *** от 09.04.2013, N *** от 01.02.2016, N *** от 10.02.2015, N *** от 02.07.2013 Козиков И.А., Лебеденко Н.М. Кодинцева В.В., Дымнич К.М. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из уведомлений об отсутствии в ЕРН запрашиваемых сведений следует, что каждый из истцов не имеет жилых помещений на праве собственности.
17.06.2015 истец Кодинцева В.В. окончила ГАПОУ Медногорский индустриальный колледж по квалификации ***, что подтверждено дипломом от 30.06.2016.
Из ответа ФГБОУВО "Оренбургский государственный аграрный университет" от 21.10.2016 следует, что Кодинцева В.В. является студенткой 1 курса данного университета.
13.03.2017 Кодинцева В.В. обратилась в администрацию МО г. Медногорск с заявлением о предоставлении жилого помещения.
03.12.2015 истец Козиков И.А. призван на военную службу, с 25.06.2016 продолжил служить по контракту, что подтверждено военным билетом.
05.04.2017 Козиков И.А. обратился в администрацию МО г. Медногорск с заявлением о предоставлении жилого помещения.
20.01.2017 истец Лебеденко Н.М. окончила ГАПОУ Новотроицкий строительный техникум по квалификации ***, что подтверждено дипломом от 31.01.2017.
21.02.2017 Лебеденко Н.М. обратилась в администрацию МО г. Медногорск с заявлением о предоставлении жилого помещения.
09.01.2017 Дымнич К.М. обратился в администрацию МО г. Медногорск с заявлением о предоставлении жилого помещения.
23.01.2017 истец Дымнич К.М. окончил ГАПОУ техникум транспорта г. Орска по профессии ***, что подтверждено дипломом от 31.01.2017.
Дымнич К.М. призван на военную службу с 17.05.2017 на срок 1 год.
На обращения истцов о предоставлении жилых помещений отделом образования администрации МО г. Медногорска даны ответы об отсутствии свободных квартир в муниципальном специализированном жилищном фонде, в связи с чем, жилые помещения будут предоставлены после их приобретения.
Министерство социального развития Оренбургской области письмом от 06.03.2017 N *** подтвердило, что из федерального бюджета в бюджет Оренбургской области выделены субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при этом в отношении города Медногорска выделены субвенции в размере 4053900 рублей, которые должны быть использованы в срок до 01.10.2017.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоят на учете в качестве нуждающихся в представлении жилых помещений, достигли возраста 18 лет, Кодинцева В.В., Дымнич К.М. и Лебеденко Н.М. завершили обучение в профессиональных учебных заведениях, а истец Козиков И.А. завершил прохождение военной службы по призыву, однако, жильем не обеспечены.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск, выраженное в непредоставлении жилых помещений указанным лицам, и возложил на администрацию МО г. Медногорск обязанность по предоставлению истцам по договорам найма благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что окончание Кодинцевой В.В. и Дымничем К.М. профессиональных учебных заведений не является достаточным основанием для признания права на обеспечение жильем указанных лиц и его реализации, поскольку с учетом прохождения военной службы и обучения по очной форме указанные лица не могут использовать предоставленные им жилые помещения для собственного проживания, основаны на неверном толковании норм материального права.
По смыслу вышеприведенных положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам, по общему правилу, немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Позже наступления указанных обстоятельств обеспечение жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункт 1 статья 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реализация права на обеспечение истцов жилыми помещениями не может быть поставлена в зависимость от обучения в учебном заведении или службы в армии, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам немедленно по достижении ими 18 лет при отсутствии от них заявления о предоставлении жилья после окончания обучения или службы в армии.
Учитывая, что соответствующие заявления Кодинцева В.В. и Дымнич К.М. не подавали, прохождение обучения или службы в армии не являются препятствием по обеспечению данных лиц жилыми помещениями в рамках реализации предусмотренной законом указанной меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы об ограниченном количестве приобретаемого жилья в связи с утвержденным планом-графиком по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку наличие или отсутствие финансовых средств юридически значимым для разрешения данного спора не является.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 02 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.