судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Окуневой Л.А., Репиной Е.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекции Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10 августа 2017 г., которым постановлено:
"Административное исковое заявление Дмитриева Д.В. к Госжилстройтехинспекции Пензенской области о признании незаконным решения Госжилстройтехинспекции по Пензенской области N от 06.07.2017 об отказе Дмитриеву Д.В. в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дмитриева Д.В., признании его пострадавшим и включении Дмитриева Д.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать недействительным решение Госжилстройтехинспекции по Пензенской области N от 06.07.2017 об отказе Дмитриеву Д.В. в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан и обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дмитриева Д.В.",
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя административного ответчика Госжилстройтехинспекции Пензенской области, по доверенности Ильину Ю.С., просившую решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, административного истца Дмитриева Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев Д.В. обратился в суд с административным иском к Госжилстройтехинспекции Пензенской области указав, что 21 сентября 2015 г. им был заключен с ООО "Третий Рим" договор N долевого участия в строительстве жилья, который был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Пензенской области 03.11.2015. Срок передачи застройщиком квартир в его собственность - 2 квартал 2017 г. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 марта 2017 г. ООО "Третий Рим" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. 26.07.2017 на основании определения Арбитражного суда Пензенской области требования Дмитриева Д.В. включены в реестр требований кредиторов ООО "Третий Рим" о передаче жилых помещений. В соответствии с утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", истец обратился с заявлением в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. 10 июля 2017 г. Госжилстройтехинспекция Пензенской области предоставила ему уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 06.07.2017 N, со ссылкой на п.п.1, 5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 N560/пр и несоответствия его критериям установленных в приложениях к данному приказу.
Данный отказ во включении его в реестр пострадавших граждан считает незаконным, т.к. сотрудники Госжилстройтехинспекции Пензенской области руководствовались приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N 560/пр, который вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования, текст приказа был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г. Следовательно, в соответствии с данным Приказом, новые критерии распространяются на отношения, возникшие после 01 июля 2017 г.
По изложенным основаниям, просил признать незаконным решение Госжилстройтехинспекции Пензенской области N от 06.07.2017 об отказе Дмитриеву Д.В. признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дмитриева Д.В., включив его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Октябрьский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекция Пензенской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы указывает, что договора участия в долевом строительстве от 21.09.2015 N П не были исполнены Дмитриевым Д.В. надлежащим образом. Просрочка исполнения обязательств застройщика по договору долевого участия в строительстве составляет 6 дней. Таким образом, признать гр. Дмитриева Д.В. пострадавшим и включить его реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены не представляется возможным, так как он не соответствуем двум критериям, установленным п.2 приложения N 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан". Оснований для применения приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", не имелось, поскольку на момент дачи ответа он признан утратившим силу.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Дмитриев Д.В. просил оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, 21 сентября 2015 г. между ООО "Третий Рим" (застройщик) и Дмитриевым Д. В. заключен договор N долевого участия в строительстве жилья, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Пензенской области 03.11.2015, рег.номер N.
В соответствии с п.2.2. договора дольщик финансирует строительство жилого дома в части:
однокомнатной квартиры N (номер проектный), находящейся на 3 этаже корпуса N, общей площадью 33,96 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;однокомнатная квартира N (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса N, общей площадью 37,27 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;однокомнатная квартира N (номер проектный), находящейся на 5 этаже корпуса N, общей площадью 37,38 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;двухкомнатная квартира N (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса N, общей площадью 86,05 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;двухкомнатная квартира N (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса N, общей площадью 53,68 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии.
Цена договора, на момент заключения, составляла 7450200 руб., срок оплаты - 30 марта 2016 г. (п.5.2. договора).
11 января 2016 г., в соответствии с п.8.3. договора, между ООО "Третий Рим" и кредитором было заключено Дополнительное соглашение, предметом которого являлась корректировка п.5.2. договора в части снижения общей цены договора на 272400 руб., до суммы 7177800 руб.
Между ООО "Третий Рим" и Дмитриевым Д.В. 19.02.2016 было заключено дополнительное соглашение, которым была произведена корректировка п. 5.2. договора в части снижения общей цены договора на 943680 руб., до суммы 6234120 руб.
У кредитора осталось право требования с ООО "Третий Рим" 3-х квартир (N, N, N) на сумму 3352800 руб.
Данная сумма задолженности была погашена кредитором 19.02.2016 путем зачета встречного финансового требования к ООО "Третий Рим" по оплате задолженности по договорам займа и задолженности по выплате подотчетных сумм в размере 55233,18 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 марта 2017 г. ООО "Третий Рим" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
07.02.2017 Дмитриев Д.В. обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о включении в реестр требований о передаче жилых помещений должника. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2017 г. Дмитриева Д.В. включили в реестр требований кредиторов ООО "Третий Рим" о передаче трех жилых помещений.
16 июня 2017 г. административный истец Дмитриев Д.В. обратился в Госжилстройтехинспекцию с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
06 июля 2017 г. Госжилстройтехинспекция Пензенской области вынесла уведомление об отказе во включении Дмитриева Д.В. в реестр пострадавших граждан N, в соответствии с п.п.1, 5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 N560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" и несоответствия его критериям установленных в приложениях к данному приказу.
Удовлетворяя административный иск Дмитриева Д.В., суд первой инстанции исходил из того, что основанием для отказа Дмитриеву Д.В. послужило несоответствии истца критериям, установленным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 N560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", действие которого распространяется на отношения, возникшие после 01 июля 2017 г. Вместе с тем, правоотношения сторон возникли во время действия Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N403.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, находит их правильными, соответствующими обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основанием для отмены решения являться не могут.
В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно п.3 Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ведется строительства многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее -контролирующий орган), в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п.3.3.2. постановления Правительства Пензенской области от 24.03.2011 г. N167-пП "Об утверждении Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области и признании утратившим силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Пензенской области" Управление уполномочено осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N214-ФЗ.
Исходя из вышеописанного, Госжилстройтехинспекция Пензенской области - надлежащий орган по рассмотрению заявлений о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Пензенской области.
В соответствии с действующими на тот момент, правовыми норами - основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших, являются критерии, утвержденные вышеуказанным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 и отраженные в п.2 Приложения N1 к данному приказу.
При этом, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", на который имеется ссылка в ответе Госжилстройтехинспекции, вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
Текст приказа был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г.
В п.2. Приказа прописано условие: "Установить, что действие настоящего приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа.".
Таким образом, с 30.06.2017 Госжилстройтехинпекцией при осуществлении полномочий по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены пострадавшими и ведению реестра таких граждан при рассмотрении соответствующих заявлений граждан следует руководствоваться приказом Минстроя России N 560/пр.
Следовательно, рассмотрение заявлений граждан о включении в реестр пострадавших граждан поданных в контролирующий орган до 30.06.2017 (до вступления в силу приказа Минстроя России N 560/пр) осуществляется в соответствии с приказом Минрегиона России N 403.
Дмитриевым Д.В. было подано заявление в Госжилстройтехинспекцию о признании его пострадавшим и во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, 16 июня 2017 г., то есть в период действия приказа Минрегиона России N 403.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о неправомерности решения Госжилстройтехинспекции Пензенской области N от 06.07.2017 об отказе Дмитриеву Д.В. в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, поскольку содержание оспариваемого решения, содержит ссылку на несоответствующий нормативный правовой акт, регулирующий спорные отношения
Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.
Признавая незаконным оспариваемое решение, на Госжилстройтехинспекцию должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дмитриева Д.В. о признании его пострадавшим и о включении в реестр пострадавших граждан.
Возложение указанной обязанности соответствует положениям ч.3 ст. 227 КАС РФ по восстановлению нарушенного права административного истца.
Принятие решения о соответствии Дмитриева Д.В. критериям, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403, относится к компетенции административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, направлены на иную, ошибочную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому они не служат основанием к отмене законного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10 августа 2017 г. оставить без изменения, дополнив абзац 2 резолютивной части решения указанием на возложение обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области повторно рассмотреть заявление Дмитриева Д. В. от 16 июня 2017 г.
Апелляционную жалобу Госжилстройтехинспекции Пензенской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.