Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Сюсюкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании Пензенского областного суда жалобу начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты" на решение судьи Бековского районного суда Пензенской области от 15 сентября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа" (далее ООО "Юго-Восточная агрогруппа"),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты". N 127 от 02 августа 2017 года юридическое лицо ООО "Юго-Восточная агрогруппа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 550 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, генеральный директор ООО "Юго-Восточная агрогруппа" Максимова Е.В. подала жалобу в Бековский районный суд Пензенской области.
Решением судьи Бековского районного суда Пензенской области от 15 сентября 2017 года постановление по делу об административном правонарушении N 127 от 02 августа 2017 года, вынесенное начальником отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты"., в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа" по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа" Максимовой Е.Г. - удовлетворена.
Не согласившись с решением судьи Бековского районного суда Пензенской области, 06 октября 2017 года начальник отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты" подал жалобу в Пензенский областной суд, датированную 02 октября 2017 года, в которой содержится просьба об отмене решения и оставлении постановления по делу об административном правонарушении N 127 от 02.08.2017 года без изменения.
В жалобе её податель указывает, что информация юридического лица о том, что земельный участок обрабатывался гербицидами нельзя принять во внимание, поскольку в ходе совершения процессуальных действий при осмотре земельного участка, при составлении протокола об административном правонарушении, общество не представило никаких документальных подтверждений данного факта. В связи с чем считает, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Представитель отдела государственного земельного надзора по Пензенской области (Россельхознадзор) по доверенности Цыпляева К.А. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Бековского районного суда Пензенской области от 15 сентября 2017 года отменить.
Представитель ООО "Юго-Восточная агрогруппа" в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом телефонограммой. О причине неявки суду не сообщил. Ходатайства об отложении дела не заявлено.
На основании пунктов 2,4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя отдела государственного земельного надзора по Пензенской области (Россельхознадзор) по доверенности Цыпляевой К.А., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ от 10.01.2002 года N 7-Ф "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ГОСТом 26640-85 "Земли" охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как видно из материалов дела, ООО "Юго-Восточная агрогруппа" является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производствас кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение: примерно в "данные изъяты" м. от ориентира по направлению на север, ориентир здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: "данные изъяты"
Ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Положением ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешением использования способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Распространение сорных растений и древесно-кустарниковой растительности на сельскохозяйственных угодьях, которые согласно ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, качественно ухудшает состояние таких земель и говорит о нерациональном использовании земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.
Из системного анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что в сфере земельных отношений установлена обязанность пользователей сельскохозяйственными землями использовать их для сельскохозяйственного производства, не причинять вред земле как природному объекту и не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями.
Отменяя постановление об административном правонарушении N 127 от 02 августа 2017 года, вынесенное начальником отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты"., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа", судья районного суда установили обоснованно исходил из того, что основанием проведения проверки земельных участков ООО "Юго-Восточная Агрогруппа" явилось распоряжение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области N 700 от 26.06.2017 года, согласованное с Прокуратурой Пензенской области (решение о согласовании от 27.06.2017 года).
18 июля 2017 года в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Юго-Восточная Агрогруппа" выявлено нарушение земельного законодательства РФ.
При осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение: примерно в "данные изъяты" м. от ориентира по направлению на север, ориентир здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: "данные изъяты", находящийся в аренде у ООО "Юго-Восточная Агрогруппа", 18 июля 2017 года было установлено, что участок весь обработан гербицидами, обработана задисковна часть земельного участка - "данные изъяты" га, оставшаяся часть земельного участка "данные изъяты" га заросла травянистой и сорной растительностью, в связи с чем ООО "Юго-Восточная Агрогруппа" не выполнило обязательные требования и агротехнические мероприятия по улучшению плодородия земель.
На основании осмотра вышеуказанного земельного участка, находящегося в аренде ООО "Юго-Восточная Агрогруппа", составлен 18 июля 2017 г. протокол осмотра, в котором указано дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его представителе, присутствующем при осмотре, об осмотренных территориях (часть 4статьи 27.8 КоАП РФ).
24 июля 2017 года по окончанию внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки, в котором в присутствии представителя ООО "Юго-Восточная Агрогруппа" были отражены выявленные нарушения земельного законодательства.
Считаю, что судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 127 от 02.08.2017 года, вынесенного начальником отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты"., в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юго-Восточная агрогруппа" по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N354-ФЗ внесены существенные изменения в статью 45 Земельного Кодекса РФ в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст.6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка.
Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение: примерно в "данные изъяты" м. от ориентира по направлению на север, ориентир здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: "данные изъяты" находящегося в аренде у ООО "ЮВАГ", на который распространяется действие ФЗ от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", истекает 19.05.2019 года.
Как правильно установлено в судебном заседании, на момент проведения внеплановой проверки Управлением Россельхознадзора земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в аренде у ООО "Юго-Восточная агрогруппа", на день проверки весь обработан гербицидами, обработана задисковна часть земельного участка - "данные изъяты" га, оставшаяся часть земельного участка "данные изъяты" га заросла травянистой и сорной растительностью, при этом как отражено в протоколе осмотра территорий, принадлежащих юридическому лицу ООО "Юго-Восточная агрогруппа" от 18.07.2017 года - работы по восстановлению земель в надлежащее состояние продолжаются. Данные обстоятельства подтверждаются как вышеуказанным протоколом осмотра, так и актом проверки N700 от 24.07.2017 года, показаниями представителя Управления Россельхознадора Нефедова А.П.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Управления Россельхознадора Нефедова А.П., обработка земельного участка гербицидами и дискование земельного участка являются мероприятиями по улучшению и защите земель.
Таким образом с достоверностью установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", со значительной площадью в "данные изъяты" кв.м, юридическое лицо проводило работы по обработке данного участка и на момент проверки соблюдения земельного законодательства, работы продолжались до полной его обработки, в связи с чем доводы жалобы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения несостоятельны.
Иные доводы жалобы начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты" не принимаю во внимание, поскольку они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, оснований к отмене решения судьи Бековского районного суда Пензенской области от 15 сентября 2017 г., в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья Пензенского областного суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Бековского районного суда Пензенской области от 15 сентября 2017 г. оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области "данные изъяты". оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.