Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е. В.,
судей Турлаева В. Н., Меньшова С. В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Апресовой М. А., поданной ее представителем Порошиной Ю. В.,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 августа 2017 года
по исковому заявлению Апресовой М. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на перерасчет пенсии с учетом заработной платы,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
Апресова М. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на перерасчет страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за время работы с 12.11.1981 по 04.07.1988 на территории Азербайджанской ССР в Производственном объединении по бурению нефтяных и газовых скважин "Каспбурнефтегазпром" ВПО "Каспромнефтегазпром" Министерства газовой промышленности Азербайджанской ССР г. Баку с учетом сведений, предоставленных Федеральной службой государственной статистики всего за 60 месяцев с 01.12.2016, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, и об обязании произвести такой перерасчет.
В обоснование своих требований истец указала, что в период с 12.11.1981 по 04.07.1988 она осуществляла трудовую деятельность на территории Азербайджанской ССР в Производственном объединении по бурению нефтяных и газовых скважин "Каспбурнефтегазпром" ВПО "Каспромнефтегазпром" Министерства газовой промышленности Азербайджанской ССР г. Баку в отделе охраны окружающей среды в должности инженера. В ноябре 1989 года она была вынуждена бежать в Армению, при этом у нее имелся оригинал справки о доходах от 28.08.1989 N 121 за последние 5 лет работы в ПО "Каспромнефтегаз", где был указан размер ее среднемесячной заработной платы, составлявший ... рублей. При оформлении статуса беженки для получения материальной помощи данную справку у нее изъяли в штабе беженцев, а впоследствии она была утеряна. Попытки восстановить указанную справку положительного результата не принесли. 21.11.2016 она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера ее страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 23.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением N ... от 28.11.2016 в удовлетворении ее заявления было отказано со ссылкой на то, что подтверждение индивидуального характера заработка застрахованного лица является обязательным, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо другой способ порядка подтверждения заработка, в связи с чем, усредненные показатели для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица использоваться не могут. Считает такой отказ незаконным, поскольку, в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-2709704 от 27.11.2001 для определения среднемесячного заработка при установлении (перерасчете) пенсий в случаях утраты работодателем первичных документов о заработке работника, а также в случаях невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, к таковым могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать выводы об оплате труда об индивидуальном характере заработка работника. В спорный период с 12.11.1981 по 04.07.1988 она работала постоянно и полный рабочий день, ежемесячно ей начислялась заработная плата. Из письма Общества Красного Креста Азербайджанской Республики от 05.05.2014 N ... следует, что на все обращения в Государственную нефтяную компанию Азербайджанской Республики "SOCAR", трест "Комплекс буровых работ", Государственной архив Азербайджанской Республики поступали отрицательные ответы. Согласно письму от 15.10.2013 N ... Национального Архива Армении справка о заработной плате Апресовой М. А. за период работы с 1984 года по 1989 год, выданная ПО "Каспромнефтегаз" г. Баку отсутствует. Согласно письму Национального Архивного управления Азербайджанской Республики от 24.06.2016 архивные документы ПО по бурению нефтяных и газовых скважин ВПО "Каспбурнефтегазпром" на хранение в Государственный архив Азербайджанской Республики не поступали. На ее обращение с заявлением с просьбой о помощи в выдаче справки о заработной плате в Государственный фонд Социальной защиты Республики Азербайджан, Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики, в Аппарат главы исполнительной власти г. Баку до настоящего времени ответы не получены. Полагает, что косвенным подтверждением того, что в спорный период работы с 12.11.1981 по 04.07.1988 у нее была высокая заработная плата от ... рублей до ... рублей ежемесячно, являются документы о выдаче ей помощи, как беженке, в сумме ... рублей и ... рублей, что ориентировочно являлось средним заработком в тот период. Ее вины в утрате документов о заработной плате и отсутствии таких документов в архиве нет, в связи с чем, она не может быть ограничена в гарантированном Конституцией РФ праве на социальное обеспечение. Согласно справе Росстата от 03.12.2015 N ... среднемесячная заработная плата работников Азербайджанской ССР за 1975-1989 годы на основании сведений, предоставленных Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, составляет: 1981 год - ... рубля, 1982 год - ... рубль, 1983 год - ... рублей, 1984 год - ... рублей, 1985 год - ... рублей, 1986 год - ... рублей, 1987 год - ... рублей, 1989 год - ... рублей. Считает, что указанные сведения должны быть приняты пенсионным органом для перерасчета размера ее пенсии.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Апресовой М. А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Апресовой М. А. - Порошина Ю. В. просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в иске, повторно указывая на то, что справка, выданная Федеральной службой государственной статистики, в силу разъяснений, приведенных в письме Министерства труда и социального развития N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-2709704 от 27.11.2001, может служить подтверждением среднемесячного заработка истца в спорный период.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) Домашева Н. Б. считает приведенные в ней доводы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит постановленное по делу решение суда первой инстанции оставить без изменений, как законное и обоснованное.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились: истец Апресова М. А. и ее представитель Порошина Ю. В., которые о дате, времени и месте слушания дела извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие. От представителя ответчика - ГУ УПФ России по г. Пятигорску поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, Апресова М. А. с 01.12.2013 является получателем пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 12.11.1981 по 04.07.1988 она работала инженером в отделе охраны труда Производственного объединения по бурению нефтяных и газовых скважин "Каспбурнефтегазпром" ВПО "Каспромнефтегазпром" Министерства газовой промышленности Азербайджанской ССР г. Баку.
21.11.2016 Апресова М. А. обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску с заявлением о перерасчете размера ее пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 23.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом заработной платы за время ее работы с 12.11.1981 по 04.07.1988 на территории Азербайджанской ССР в Производственном объединении по бурению нефтяных и газовых скважин "Каспбурнефтегазпром", ВПО "Каспромнефтегазпром" Министерства газовой промышленности Азербайджанской ССР г. Баку согласно сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной статистики.
Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску N ... от 28.11.2016 в удовлетворении названного заявления Апресовой М. А. отказано со ссылкой на невозможность принятия представленной ею справки Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2016 N ... , поскольку в ней содержатся статистические данные о среднемесячной зарплате работников Азербайджанской ССР в определенных организациях и сделать вывод об индивидуальном характере заработка по такой справке нельзя, в связи с чем, законных оснований для перерасчета размера пенсии Апресовой М. А. не имеется.
Апресова М. А., не согласившись с названным отказом Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску в перерасчете пенсии, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В обоснование поданного иска о признании права на перерасчет пенсии Апресова М. А. представила справки Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2016 N ... и от 03.12.2015 N ... о среднемесячной начисленной заработной плате работников Азербайджанской ССР за 1975-1989 годы в организациях, осуществляющих эксплуатационное бурение и геологическую разведку недр, профсоюзный билет, учетную карточку члена профсоюза, ответ Национального архива Армении от 15.10.2013 об отсутствии справки о доходах Апресовой М. А. за период работы с 1984 года по 1989 год, трудовую книжку, справку Национального Архивного управления Азербайджанской Республики от 24.06.2016 об отсутствии архивных документов ПО по бурению нефтяных и газовых скважин ВПО "Каспбурнефтегазпром".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, регулирующие трудовые и пенсионные правоотношения, правомерно исходил из положений Федерального закона "О страховых пенсиях", отсылающего к нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части, касающейся порядка определения и расчета среднего заработка, Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19п, совместного Письма Минтрудсоцразвития N 8389-ЮЛ и ПФР N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001, и указал на отсутствие доказательств, бесспорно и однозначно прямо или косвенно подтверждающих конкретный фактический заработок истца в спорный период времени.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Размер страховой пенсии по старости устанавливается в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" и зависит, в числе прочего, от уровня среднемесячного заработка.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (п. 1 ст. 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячные заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В силу п. п. 2-4 ст. 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
На основании п. 2 ст. 18 названного Федерального закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
П. 4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 Министерству труда и социального развития РФ и Пенсионному фонду РФ поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27.02.2002 N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Минтрудсоцразвития РФ N 16 и ПФР N 19па от 27.02.2002, действовавшему и применявшемуся при определении права на пенсионное обеспечение в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Данный Перечень признан утратившим силу Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 1027н, Пенсионного Фонда РФ N 494п от 11.12.2014. Вместе с тем, п. 70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 N 958н, предусмотрено, что обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно разъяснительно-методическому письму Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ косвенных доказательств в подтверждение среднемесячного заработка при утрате документов о заработке, указание на которые содержится в Письме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ-27/9704, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере ее заработка, Апресовой М. А. за период с 12.11.1981 по 04.07.1988, в частности, сведения о наличии либо отсутствии отвлечений от основной работы, административных отпусков, больничных листов, суду не представлено.
Судебная коллегия не может принять в качестве таких доказательств среднестатистические данные о заработной плате работников Азербайджанской ССР в организациях, осуществляющих эксплуатационное бурение, отраженные в справке Федеральной службы государственной статистики, поскольку она не отвечает требованиям допустимости и не позволяет определить индивидуальный характер работы истца.
Для перерасчета назначенной трудовой пенсии исходя из среднестатистических данных о заработке по отрасли за спорный период работы истца по причине утраты работодателем первичной бухгалтерской документации со сведениями о заработке за определенный период суд правовых оснований не установил. Исходя из норм действующего пенсионного законодательства, следует, что подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей и иное.
Ссылки стороны истца на представленный в деле профсоюзный билет и учетную карточку члена профсоюза также не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку из содержания данных документов невозможно установить, какие взносы были оплачены истцом, в каком процентном соотношении к ее заработку.
Что касается ссылок Апресовой М. А. на удостоверение беженца, где имеются отметки о получении материальной и гуманитарной помощи, то они также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не подтверждают конкретный размер заработной платы истца и не содержат сведений об индивидуальном характере ее заработка.
Таким образом, отказывая Апресовой М. А. в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии в соответствии с размером заработной платы по статистическим данным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцом в ходе рассмотрения дела не представлено каких-либо доказательств, прямо или косвенно подтверждающих фактический размер ее заработной платы в спорный период работы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер заработка Апресовой М. А. в спорный период работы может быть установлен на основании статистических данных Росстата, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о среднемесячном заработке Апресовой М. А. в спорный период работы, выданных работодателем, архивных сведений, либо косвенных доказательств, подтверждающих конкретный заработок истца, материалы дела не содержат, установить размер индивидуальной заработной платы Апресовой М. А. на основании данных о действующих в указанный период статистических сведениях о заработной плате работников отрасли по бурению нефтяных и газовых скважин невозможно, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное).
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в постановленном по делу решении дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 августа 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя истца Апресовой М. А. - Порошиной Ю. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.