Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Решетникова Владимира Михайловича о признании недействующим в части пункта 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга",
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 09 ноября 2011 года принят, а губернатором Санкт-Петербурга 22 ноября 2011 года подписан Закон Санкт-Петербурга N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Закон официально опубликован 5 декабря 2011 года в N 46 (747) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга" (л.д. 127).
В статье 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга определены категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные главой 14 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга в соответствии с вышеназванной главой меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются поименованным в нём категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Пункт 1 статьи 60 действует в редакции Закона Санкт-Петербурга N 713-133, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 декабря 2014 года, подписанного Губернатором 26 декабря 2014 года, опубликованного 29 декабря 2014 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru) (л.д. 227, 228).
Решетников В.М. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1 статьи 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга в части слов "предоставляются следующим категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге", применительно к почётным донорам России (л.д. 95-100, 226).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое положение обуславливает возможность получения гражданином, награжденным знаком "Почетный донор России", такой дополнительной меры социальной поддержки, как право на приобретение месячного единого именного льготного билета в Санкт-Петербурге, наличием регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге и тем самым противоречит части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Решетников В.М. в подтверждение того, что оспариваемые положения в отношении него применены, представил копию удостоверения N ... , выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации, содержащего сведения о награждении его нагрудным знаком "Почетный донор России" (л.д. 8), и копию ответа Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" от 05 мая 2017 года, из которого следует, что ему отказано в продаже единого именного льготного билета ввиду регистрации в Санкт-Петербурге по месту пребывания, в то время как соответствующая дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге и гражданам без определённого места жительства (л.д. 13-14).
Административный истец в суд явился, поддержал заявленные требования.
Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах компетенции, законодатель вправе определить круг лиц, на которых распространяются дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статье 70 Социального кодекса Санкт-Петербурга, поскольку такие меры установлены субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом по собственной инициативе и за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга, в тоже время положений о предоставлении таких мер только гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге, оспариваемая норма не содержит. По изложенным основаниям административные ответчики полагали оспариваемое правовое регулирование не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о чём представили также письменные возражения (л.д. 120-126, 138-140).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания определённых категорий граждан, а также предусмотрел за ними право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 и часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
По вопросам, перечисленным в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 приведенного федерального закона).
Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", регулирующий отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, в главе 14 установилмеры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" (подпункт 10 пункта 1 статьи 60 Социального кодекса Российской Федерации).
В отношении граждан, награжденных знаком "Почетный донор России", главой 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено предоставление следующих дополнительных мер социальной поддержки: право на приобретение месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) именного льготного билета в Санкт-Петербурге по цене, равной размеру ежемесячной денежной выплаты, установленной в пункте 2 статьи 66 данного Кодекса, с учетом индексации; право на проезд ежегодно с 27 апреля по 31 октября в автобусах пригородного сообщения, обслуживаемых маршрутными перевозчиками, заключившими с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга договоры на перевозку пассажиров по социальным маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта, с оплатой части стоимости разового проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 10 процентов от тарифа (статья 70 Социального кодекса Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 12 Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" донор имеет право на меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Меры социальной поддержки лиц, награждённых нагрудным знаком "Почетный донор России", установлены частью 1 статьи 23 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов", к их числу не отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьёй 70 Социального кодекса Санкт-Петербурга. Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации такие меры социальной поддержки как льготный проезд в общественном транспорте для данной категории граждан также не установлены.
С учетом изложенного, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга могут быть урегулированы правоотношения в сфере предоставления социальной поддержки, в частности определён круг лиц, относящихся к категории граждан, награжденных знаком "Почетный донор России", и имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки по отношению к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки.
Уставом Санкт-Петербурга установлено, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации в пределах полномочий Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 30).
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная частями 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьёй 32 Устава Санкт-Петербурга, соблюдена (л.д. 187-190, 197-209).
Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 713-133 официально опубликован в соответствии требованиями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, порядок введения его в действие соблюдён.
С доводами административного истца о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", суд не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, оспариваемая норма каких-либо требований к регистрации по месту жительства в целях получения гражданами, награжденных знаком "Почетный донор России", дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных статьёй 70 Социального кодекса Санкт-Петербурга, не содержит.
Напротив, согласно части 4 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Таким образом, дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьёй 70 Социального кодекса Санкт-Петербурга, вправе получить граждане, награжденных знаком "Почетный донор России", в случае подтверждения факта проживания в Санкт-Петербурге не только данными органов регистрационного учёта, но и решением суда.
В тоже время, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N1317-О, правовое регулирование, направленное на повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан и на обеспечение стабильности их правового статуса за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление прав лиц, не проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законодатель города Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, вправе установить дополнительные меры социальной поддержки и категории граждан, имеющих право на их получение, распространив действие соответствующих правовых норм на граждан, имеющих место жительства в городе Санкт-Петербурге.
Что касается ссылки административного истца на положения пункта 2 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга, согласно которому гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства, следует отметить, что главой 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено предоставление гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", только дополнительных мер социальной поддержки, вопросы предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки оспариваемая норма не регулирует.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, города федерального значения Санкт-Петербурга, в пределах предоставленной компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Решетникова Владимира Михайловича о признании недействующим в части пункта 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.