Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра культуры и внешних связей Оренбургской области ФИО9 на постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области,
установил:
министром культуры и внешних связей Оренбургской области ФИО1 11 августа 2017 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области.
Постановлением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, министр культуры и внешних связей Оренбургской области ФИО1 просит об отмене судебного постановления.
Лица, участвующие в деле: министр культуры и внешних связей Оренбургской области ФИО1, представитель администрации Ташлинского района Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Тухватуллина Д.Р., поддержавшего доводы жалобы прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия
Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, административным правонарушением признаются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что 11 августа 2017 года был осмотрен "Курганный могильник 4 у с. Ташла", местоположение объекта: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, в 1,1 км к северо-северо западу от северо-западной окраины села, на правом берегу р. Ташелка, которая протекает в 1,6 км к востоку, министром культуры и внешних связей Оренбургской области на основании приказа Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 14 июля 2017 года N 310 в ходе проведения внеплановой документарной проверки Ташлинского сельсовета Ташлинского района Оренбургской области.
В результате проведенной проверки было зафиксировано повреждение территории выявленного объекта культурного наследства объектами строительства, подведенными инженерными коммуникациями и объектами инфраструктуры, а именно: курганы N 1,2,4 находятся на территории подлежащей хозяйственному освоению (строительство жилых домов); к насыпи кургана N1 с южной стороны подходят подземные коммуникации; с западной стороны насыпь кургана N 1 и с восточной стороны насыпь кургана N 4 повреждены пролегающей дорогой (ул. Просторная); курган N 3 располагается на застраиваемом участке с кадастровым номером N; курганы N 5,6 не повреждены, но по генеральному плану сельсовета находятся в зоне перспективной жилой застройки.
Установлено, что под территорию памятника археологии попадают 10 земельных участков в кадастровом квартале N, а именно: N 599, 600, 601,604,606,611,615,619,674,919. Из указанных 10 земельных участков, подпадающих под территорию выявленного объекта культурного наследия, на территории 2 возведены объекты незавершенного строительства.
При проведении аукциона купли-продажи земельных участков и выдаче разрешения на строительство информация о наличии на земельном участке объекта археологии до приобретателя доведена не была, ограничения в разрешительных документах не содержались. Соответствующие согласования Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области не выдавались.
В результате чего должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области.
Постановлением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В своей жалобе министр культуры и внешних связей Оренбургской области ФИО1 выражает несогласие с принятым решением, ссылается на тот факт, что указанное правонарушение является длящимся, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Кроме того, заявитель указывает, что административное правонарушение имело место не в момент продажи земельных участков и выдачи разрешений на строительство, а в длительный период, в течение которого Администрацией Ташлинского района реализовался план застройки нового сектора с. Ташла, считает, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вместе с тем, с доводами жалобы согласиться нельзя по следующим основаниям.
Давность привлечения к административной ответственности - это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Длящимся является административное правонарушение, совершение которого происходит непрерывно на протяжении какого-нибудь времени, что исключает возможность указания в протоколе об административном правонарушении точной даты (дня) его совершения.
Поскольку продолжительность совершения административного правонарушения не влияет на его квалификацию, то при длящемся административном правонарушении течение срока давности исчисляется с момента его обнаружения.
Довод жалобы заявителя о том, что данное правонарушение является длящимся, опровергается материалами дела.
Из протокола об административном правонарушении следует, что администрации Ташлинского района Оренбургской области вменяется в вину действия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, выдаче разрешительной документации на строительство без учета наличия на территории объекта археологического наследия, которые были совершены в нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что в 2011 году администрацией Ташлинского района Оренбургской области по итогам открытых аукционов по продаже земельных участков на территории Ташлинского района Оренбургской области были заключены договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, которые расположены на территории выявленного объекта культурного наследия, на территории 2 возведены объекты незавершенного строительства.
Разрешения на строительство на данных земельных участках Администрацией МО Ташлинский район Оренбургской области были выданы 01 октября 2015 года ФИО5; 15 июля 2015 года ФИО2.; 15 февраля 2012 года ФИО3 на земельные участки с кадастровыми номерами N; N; N без учета расположения на данном участке объекта культурного наследия "Курганный могильник 4 у с. Ташла" и согласования с Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области. Последнее разрешение согласно материалам дела было выдано 25 апреля 2016 года ФИО4 на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N.
Таким образом, последние действия, связанные с нарушением требований законодательства об охране культурного наследия которые были указаны в протоколе об административном правонарушении были совершены администрацией 25 апреля 2016 года при выдаче разрешения на строительство ФИО6 что и послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении администрации МО Ташлинского района Оренбургской области. Какие-либо действия в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия, нарушения режима использования земель, совершенных в отношении выявленного объекта культурного наследия должностным лицом администрации МО Ташлинского района, согласно протокола об административном правонарушении после выдачи последнего разрешения на строительство 25 апреля 2016 года вменены не были и из материалов дела не следуют.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек.
Кроме того, из материалов дела также следует, что в сентябре 2013 года Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области был выявлен факт повреждения объекта культурного наследия "Курганного могильника 4 у с. Ташла", расположенного на северной окраине с. Ташла Ташлинского района Оренбургской области и в акте от 09 сентября 2013 года было зафиксировано, что насыпь кургана N 1 курганного могильника N 4 у с. Ташла повреждена в результате хозяйственного освоения территории.
В результате проверки Главе администрации Ташлинского района Оренбургской области необходимо было принять меры по устранению нарушений норм действующего законодательства, а именно предпринять меры по организации и проведению археологических раскопок вышеуказанных курганов в срок до 11 ноября 2013 года, на что было указано в письме.
Таким образом, государственному органу по охране объектов культурного наследия было известно о повреждении объекта культурного наследия еще в сентябре 2013 года, вопреки доводам заявителя о том, что данные обстоятельства были установлены в результате проверки в 2017 году.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Администрации Ташлинского района Оренбургской области к административной ответственности на момент рассмотрения дела, как правильно было указано в решении судьи истек, в связи с чем доводы жалобы об обратном не подлежат удовлетворению.
Доводы о том, что данное административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ является длящимся были предметом проверки судьей районного суда и обоснованно были отвергнуты, оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением и выводами о том, что рассматриваемое правонарушение не является длящимся, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Каких-либо иных оснований для отмены постановления судьи районного суда заявителем в жалобе не приведены.
Между тем в соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление. Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело, допускается в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенными нарушениями процессуальных требований признаются процессуальные нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которые лишили последнего предоставленных КоАП РФ гарантий защиты данных прав, и последствия, которые этими нарушениями вызваны, устранить невозможно.
Обстоятельств, влекущих в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отмену состоявшегося по делу решения, судом не установлено.
Таким образом, вопреки доводам заявителя оснований для отмены постановления судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Ташлинского района Оренбургской области, оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.