Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., судей Васякина А.Н., Раковского В.В., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Коваль У.С. к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
заслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., пояснения Коваль У.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
Коваль У.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области.
В обоснование иска указывала, что является лицом из числа детей-сирот. Её мать лишена родительских прав в 20 октября 1999 году, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. В соответствии с приказом отдела образования администрации Новоорского района Оренбургской области от 22 апреля 2011 года N 115 она включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. 30 июня 2017 года она окончила ГАПОУ "Орский технический техникум имени А.И. Стеценко". В настоящее время проживает у опекуна ФИО1 вместе со своим ребенком, (дата) года рождения. Закрепленного жилья не имеет. Объекты недвижимости за ней не зарегистрированы.
Просила обязать администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Новоорского района по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных законом норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года исковые требования Коваль У.С. удовлетворены. На администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области возложена обязанность обеспечить Коваль У.С., 24 июня 1998 года рождения, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Новоорский район Оренбургской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и вынести новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Частью 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", норма предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 33 кв.м. общей площади жилья.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с нормами Федерального закона от (дата) N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Коваль У.С. в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела родителями Коваль У.С., 24 июня 1998 года рождения, являются отец - ФИО2, мать - ФИО3. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. Решением Новоорского районного суда от 20 октября 1999 года ФИО3 была лишена родительских прав в отношении (фамилия1) У.С., 24 июня 1998 года рождения.
На основании распоряжения администрации Новоорского района Оренбургской области от 17 мая 2000 года N 192-р, опекуном (фамилия1) У.С. назначена ФИО1.
Согласно свидетельству о перемене имени (фамилия1) У.С. переменила фамилию на (фамилия 2) 09 ноября 2012 года.
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО4 и (фамилия 2) У.С. заключили брак 11 января 2016 года, супруге присвоена фамилия Коваль.
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО4 умер (дата) в п. Новоорск Новоорского района.
Согласно свидетельству о рождении у ФИО4 (отец), Коваль У.С. (мать) (дата) родился сын ФИО5.
Приказом отдела образования администрации Новоорского района N 115 от 22 апреля 2011 года (фамилия1) У.С., 24 июня 1998 года рождения, была включена в Список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Сведений о зарегистрированных правах Коваль У.С. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно справке администрации МО Новоорский поссовет Коваль ((фамилия1)) У.С. зарегистрирована и проживает по адресу: (адрес).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 ноября 2008 года собственником жилого дома с пристроем, расположенного по адресу: (адрес) является ФИО1.
Как установлено судом первой инстанции, Коваль У.С. зарегистрирована и проживает у своего опекуна ФИО1, вместе со своим ребенком.
В июне 2017 года Коваль У.С. окончила государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Орский технический техникум имени А.И. Стеценко" г. Орска Оренбургской области, что следует из диплома о среднем профессиональном образовании.
Удовлетворяя исковые требования Коваль У.С., суд первой инстанции установил, что она не обеспечена жильём, соответствующим социальным и санитарно-техническим нормам и пришёл к правильному выводу о том, что Коваль У.С. имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку - предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счёт средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Таким образом, у Коваль У.С. имеется гарантированное и нереализованное до настоящего времени право на предоставление жилья, в связи с чем суд обоснованно, с учётом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил требования истца.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы жалобы об осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных субвенций из областного бюджета не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия субвенций на приобретение жилых помещений.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.