Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., судей Васякина А.Н., Раковского В.В., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 июля 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Васильевой Натальи Сергеевны, к администрации города Орска Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение
заслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., пояснения прокурора Пасечник Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
прокурор Октябрьского района города Орска, действующий в интересах Васильевой Н.С., обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации города Орска Оренбургской области.
В обоснование иска указывал, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 07 августа 2014 года родители истца лишены родительских прав в отношении дочери.
Васильева Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, закончила обучение, не имеет какого-либо закрепленного жилья, не является нанимателем либо собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем по договору найма специализированных жилых помещений органами исполнительной власти по месту жительства. До настоящего времени Васильева Н.С. жильём не обеспечена.
Просил обязать администрацию города Орска Оренбургской области предоставить Васильевой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 июля 2017 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Васильевой Н.С., удовлетворены.
На администрацию города Орска Оренбургской области возложена обязанность предоставить Васильевой Н.С., 30 января 1997 года рождения, за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
В апелляционной жалобе администрация города Орска Оренбургской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и вынести новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Васильева Н.С., представители администрации города Орска Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства администрации города Орска Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Частью 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", норма предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 33 кв.м. общей площади жилья.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Васильева Н.С. в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и материалами дела подтверждается родителями Васильевой Н.С., 30 января 1997 года рождения, являются мать ФИО1 и отец ФИО2, которые решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 07 августа 2014 года лишены родительских прав в отношении дочери Васильевой Н.С.
В соответствии с постановлением главы города Орска от 11 сентября 2015 года N5212-п Васильева Н.С. признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Приказом управления образования администрации города Орска Оренбургской области N519 от 17 сентября 2015 года Васильевой Н.С. присвоен порядковый номер в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Сведений о зарегистрированных правах Васильевой Н.С. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Васильева Н.С. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: (адрес), принадлежащем на праве собственности ФИО3.
В январе 2017 года Васильева Н.С. окончила государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Торгово-технологический техникум" г. Орска Оренбургской области, что следует из диплома о среднем профессиональном образовании.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах Васильевой Н.С., суд первой инстанции установил, что она не обеспечена жильём, соответствующим социальным и санитарно-техническим нормам и пришёл к правильному выводу о том, что Васильева Н.С. имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку - предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счёт средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Таким образом, у Васильевой Н.С. имеется гарантированное и нереализованное до настоящего времени право на предоставление жилья, в связи с чем суд обоснованно, с учётом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования прокурора Октябрьского района города Орска.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Орска о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения должно производиться в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения в соответствии с имеющимся списком, а также о том, что решение суда нарушает права и законные интересы лиц, включенных ранее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, соответственно, после достижения Васильевой Н.С. восемнадцатилетнего возраста у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, которая на момент обращения в суд с иском ответчиком не исполнена. Кроме того, действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств невозможности проживания Васильевой Н.С. в жилом помещении по адресу, указанному ею в заявлении ((адрес)), адресованном органу опеки и попечительства управления образования администрации города Орска, в прокуратуру Октябрьского района г. Орска, отклоняется, поскольку отсутствие у истца какого- либо права на указанное жилое помещение подтверждена постановлением органа местного самоуправления о постановке Васильевой Н.С. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы администрации города Орска о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.