судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В., Берман Н.В.,
при секретаре Сырых К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Афанасьева Виктора Ивановича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 09 августа 2017 года, которым постановлено:
"В иске Афанасьева Виктора Ивановича к Елецкому Линейному отделу МВД России на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, УМВД России по Липецкой области о взыскании компенсации на приобретение жилья отказать.".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев В.И. обратился в суд с иском к Елецкому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Елецкий ЛО МВД России на транспорте), Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - УТ МВД России по ЦФО), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее - УМВД России по Липецкой области) о взыскании денежных средств в возмещение вреда здоровью, взыскании компенсации на приобретение жилья.
Определением суда от 29 мая 2017 года исковые требования Афанасьева В.И. к указанным ответчикам о взыскании компенсации на приобретение жилья выделены в отдельное производство.
Данные требования истец обосновывал тем, что проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях с 26 декабря 1978 года по 15 января 1997 года. На момент увольнения состоял в очереди на получение жилья. В связи с тем, что жилищные условия не были улучшены, 07 декабря 2016 года он обратился в Елецкий ЛО МВД России на транспорте с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. В удовлетворении заявления ответчиком было отказано по тем основаниям, что в списках принятых на учёт лиц, нуждающихся в жилых помещениях, истец не значится.
С учетом увеличения исковых требований Афанасьев В.И. просил взыскать с ответчиков единовременную социальную выплату на приобретение жилья в сумме 2500000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей.
Представители ответчиков УМВД России по Липецкой области - Хромов Е.И., Елецкого ЛО МВД России на транспорте - Толстых А.Ю. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что в период службы истец на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимался, основания для предоставления ему единовременной социальной выплаты на приобретение жилья отсутствуют.
Представитель ответчика УТ МВД России по ЦФО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Афанасьев В.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения истца Афанасьева В.И., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика Елецкого ЛО МВД России на транспорте - Толстых А.Ю. , возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие положений статьи 44 распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (пункт 2 статьи 56 данного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Афанасьев В.И. с ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ года - в линейном отделении внутренних дел на ст. Липецк ЮВж.д.
Приказом линейного отдела внутренних дел на ст. Елец ЮВж.д. от 20 января 1997 года N 10 истец уволен со службы по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) с назначением пенсии по выслуге лет.
07 декабря 2016 года Афанасьев В.И. обратился в Елецкий ЛО МВД России на транспорте с письменным заявлением о предоставлении ему денежной компенсации на приобретение жилья.
26 декабря 2016 года ответчиком в адрес истца дан ответ об отказе в указанной выплате.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих постановку Афанасьева В.И. в период прохождения службы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и, соответственно, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 30 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" в редакции, действовавшей на момент увольнения истца из органов внутренних дел, предусматривала, что лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Сотрудникам милиции на транспорте жилье в первоочередном порядке предоставляется соответствующими транспортными министерствами и предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории РСФСР.
Статья 28 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года и утратившего силу с 01 марта 2005 года (далее - Жилищный кодекс РСФСР), которая регламентировала право граждан на получение жилого помещения, предусматривала, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из приведенных правовых норм следует, что сотрудники милиции имели право на предоставление им местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями отдельной квартиры или дома по установленным действовавшим законодательством нормам, для реализации которого необходима была постановка сотрудника милиции на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 31 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел по улучшению жилищных условий сохранены в статье 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а также в статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые подлежат реализации посредством предоставления служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом право на единовременную социальную выплату предоставляется сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, и сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 44 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), согласно пункту 31 которых единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Пункт 2 Правил предусматривает, что в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники (далее - органы), осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты.
Принятие на учет граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых они проходили службу, осуществляется по последнему месту службы.
Таким образом, законодательство, действовавшее как в период службы истца, так и действующее в настоящее время, предусматривало и предусматривает право сотрудников органов внутренних дел на улучшение жилищных условий (как путем предоставления жилых помещений, так и путем предоставления единовременной социальной выплаты) при условии постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из искового заявления следует, что на момент увольнения из органов внутренних дел Афанасьев В.И. стоял в очереди на получение жилья.
Согласно объяснениям истца, данным в судебном заседании при разрешении дела судом первой инстанции, его постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имела место в 1987 году в период службы в линейном отделении внутренних дел на ст. Липецк ЮВж.д.
Последним местом службы истца является Елецкий ЛО МВД России на транспорте (ранее - линейный отдел внутренних дел на ст. Елец ЮВж.д. Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте МВД России) , в состав которого входило линейное отделение внутренних дел на ст. Липецк ЮВж.д.
В материалы дела представлена копия дела N 8/98 по жилищно-бытовой комиссии линейного отдела внутренних дел на ст. Елец ЮВж.д. Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте МВД России, в котором содержатся списки сотрудников, принятых на учет по месту работы для расширения жилой площади, по состоянию на каждый год, начиная с 1994 года по 2000 год, а также на 2003 и 2004 годы (л.д. 68-102, 105-110). В данных списках имеются сведения о сотрудниках, принятых на учет, начиная с 1982 года. Истец в данных списках не значится.
Согласно справке Елецкого ЛО МВД России на транспорте от 13 июня 2017 года в период прохождения службы в линейном отделении внутренних дел на ст. Липецк с 21 апреля 1987 года по 15 января 1997 года Афанасьев В.И. как сотрудник отдела внутренних дел на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью не вставал (л.д. 46).
Со стороны истца каких-либо доказательств, подтверждающих его постановку в период службы в органах внутренних дел на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не представлено, в то время как в соответствии с требованиями действовавшего в период службы Афанасьева В.И. законодательства о принятом решении по результатам рассмотрения заявления граждан о постановке на учет сообщалось в письменной форме.
Не представлено истцом и доказательств, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий в период службы в органах внутренних дел.
Согласно материалам дела, Афанасьев В.И. с 18 марта 1983 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Из объяснений, данных истцом в суде апелляционной инстанции, следует, что нанимателем данного жилого помещения, площадь которого составляет "данные изъяты" кв.м., с 1983 года являлась его супруга - Афанасьева А.В., в квартире были зарегистрированы он и жена. В настоящее время собственником квартиры является Афанасьева А.В., брак с которой истцом расторгнут только в 2003 году. Право собственности у Афанасьевой А.В. возникло в результате приватизации жилого помещения, истец, как член семьи нанимателя, от участия в приватизации отказался.
В соответствии с действовавшими в Липецкой области с 1 января 1985 года по 21 декабря 2005 года Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, утвержденными постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 29 декабря 1984 года N 741, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров.
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что в период службы истца он был обеспечен жилой площадью в соответствии с действовавшими нормами.
Довод истца о том, что он не проживает в квартире по месту регистрации, в данном случае правового значения не имеет, поскольку право пользования жилым помещением по месту регистрации у него возникло с 18 марта 1983 года и не утрачено до настоящего времени.
Иных оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий, которые давали бы истцу право постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по месту службы, Афанасьевым В.И. не указано, доказательств в подтверждение данного довода не представлено.
Довод апелляционной жалобы о доказанности постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период его службы в органах внутренних дел посредством свидетельских показаний опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами. Более того, данное обстоятельство подлежит доказыванию определенными средствами доказывания, к числу которых относятся только письменные доказательства, и не может подтверждаться свидетельскими показаниями.
Ссылку в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что ответчиками умышленно уничтожены протоколы заседаний жилищных комиссий по распределению жилья за период службы истца, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку уничтожение данных документов произведено с соблюдением требований законодательства, установившего сроки хранения такого рода документов. Истечение названных сроков дает право на уничтожение документов.
Установив юридически значимые обстоятельства по делу, и, оценив представленные по делу доказательства в соответствии требованиями процессуального законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Каких-либо доказательств, что Афанасьеву В.И. причинены нравственные и физические страдания в результате действий ответчиков, истцом не представлено. Действующим законодательством обязанность органов внутренних дел по компенсации морального вреда в случае отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не предусмотрена.
Сам по себе отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты не может повлечь нарушения личных неимущественных прав гражданина, либо его нематериальных благ.
Судебная коллегия находит положенные в основу решения выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами, оснований для иной оценки которых не имеется.
Правовых доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по настоящему делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда Липецкой области от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Афанасьева Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.