судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Давыдовой Н.А., Кедриной О.В.,
при секретаре Сутягине Д.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 09 октября 2017 года, которым постановлено:
" Обязать администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить во внеочередном порядке Ткаченко Галине Тимофеевне на состав семьи 1 человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах муниципального образования городское поселение город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 19,8кв.м ".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Грязинского района Липецкой области обратился в суд в интересах Ткаченко Г.Т. с иском к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки по заявлению Ткаченко Г.Т. установлено, что актом межведомственной комиссии администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14 мая 2014 года, утвержденным постановлением администрации г. Грязи от 26 мая 2014 года, признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом "адрес". В квартире N указанного дома проживала Ткаченко Г.Т.
Постановлениями администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области N и N от 06 июля 2015 года Ткаченко Г.Т. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.
До настоящего времени решение о предоставлении Ткаченко Г.Т. жилого помещения по договору социального найма ответчиком не принято, что нарушает ее права на обеспечение жилым помещением в муниципальном жилищном фонде.
Просил признать за Ткаченко Г.Т., с составом семьи 1 человек, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложить на администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области обязанность предоставить истице на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что истице было предоставлено жилое помещение, отнесенное к категории маневренного фонда. В настоящее время отсутствует материальная возможность для приобретения истице отдельного жилого помещения.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения прокурора, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из материалов дела, Ткаченко Г.Т. являлась собственником квартиры "адрес", общей площадью 19,8 кв.м. (л.д. 38-39).
Постановлением администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 26 мая 2014 года на основании заключения межведомственной комиссии администрации г. Грязи о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 14 мая 2014 года вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 51, 52-53).
Постановлением администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 06 июля 2015 года N истица признана малоимущей, постановлением N от этой же даты поставлена на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения с составом семьи 1 человек (л.д. 9).
Судом также установлено, что 13 мая 2015 года произошел пожар в надворных постройках, по адресу: "адрес", в результате которого были значительно повреждены и частично уничтожены конструкции жилого дома, расположенного по данному адресу, а также расположенное в нем имущество. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Грязинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Липецкой области от 04 октября 2017 года (л.д. 47).
Причиной пожара в указанном многоквартирном доме явилось проявление аварийного режима работы электрооборудования в надворных постройках, расположенных в области квартиры N дома (возможен перехлест проводов воздушной линии электропередачи, проходящей над сгораемыми конструкциями кровли надворных построек), что подтверждается техническим заключением ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Липецкой области от 25 июня 2015 года и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 июня 2015 года (л.д. 48).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 марта 2009 года, N 376-О-П, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Коль скоро истица в установленном законом порядке была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, многоквартирный дом, в котором находилось принадлежащее ей жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, данное жилое помещение являлось для нее единственным местом для проживания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Ткаченко Г.Т. права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истице такое жилое помещение.
Поскольку исходя из положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 ""О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищн ых условий с точки зрения безопасности, суд также пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Ткаченко Г.Т. учетом размера общей площади ранее принадлежащей ей квартиры "адрес" - 19,8 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводов дающих основание для сомнений в законности постановленного решения жалоба не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, что не свидетельствует о незаконности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грязинского городского суда г. Липецка от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения .
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.