судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.
судей Терехиной Л.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Трофимовой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе администрации р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области на решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 28 сентября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Князькова А. П. к администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в предоставлении Князькову А. П. вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, выраженный в письме N от 22.12.2016 года.
Администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в течение месяца после вступления решения в законную силу предоставить Князькову А. П. на состав семьи из четырёх человек: Князьков А. П., жена - Князькова Н. М., дети - ФИО1 и Князьков А. А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма площадью с учётом нормы предоставления на каждого члена семьи, установленной на территории р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области.
Взыскать с администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в пользу Князькова А. П. расходы за составление искового заявления в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Князьков А.П. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что согласно договору социального найма жилого помещения от 26.10.2015 года N ему и членам его семьи предоставлено во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение общей площадью 37,8 кв.м., расположенное по адресу: "адрес". В данном доме он проживал с детства вместе с родителями. Договор социального найма на жилое помещение был заключен с ним после их смерти. Заключением межведомственной комиссии администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области от 15.09.2016 N указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с этим по его заявлению постановлением администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области от 30.09.2016 года N он был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Вынесение данного постановления явилось основанием для его обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему и членам семьи вне очереди жилого помещения для проживания на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Однако письмом от 22.12.2016 года N администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области ему было отказано в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на отсутствие как свободного жилого помещения, предоставляемого в указанных целях, так и денежных средств на его приобретение.
Просит признать незаконным отказ администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в предоставлении ему вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, выраженный в письме от 22.12.2016 года, а также обязать администрацию рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в течение месяца после вступления решения в законную силу предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма площадью с учётом нормы предоставления на каждого члена семьи, возместить судебные расходы в сумме 5 300 рублей.
Определением Земетчинского районного суда Пензенской области от 31 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Князьков А.А. и Князькова Н.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1
Ответчик иск не признал.
Земетчинский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области Кустова М.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Глава администрации р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области Кустова М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение указанным требованиям не отвечает.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ)
Как следует из материалов дела, 26 октября 2015 года между администрацией рабочего поселка Земетчино в лице главы администрации Кузнецова Н.И. (наймодателем) и Князьковым А.П. (нанимателем) был заключен договор социального найма жилого помещения. По условиям данного договора наймодатель передал нанимателю и членам его семьи, в состав которой входят: жена - Князькова Н.М.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын -Князьков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности рабочего поселка Земетчино, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 37,8 кв. м., по адресу: "адрес"
В соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от 15.09.2016 года, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
22 сентября 2016 года истец обратился с заявлением в администрацию р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав в качестве основания для постановки на учет проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, предоставив документы в подтверждение малоимущности.
Постановлением администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области N от 30.09.2016 года заявление Князькова А.П. было удовлетворено, он с составом семьи 4 человека был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Полагая, что он имеет право на внеочередное предоставление жилья, Князьков А.П. обратился в администрацию р.п. Земетчино Земетчинского района с заявлением, указав в качестве основания положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Письмом за подписью Главы администрации Кузнецова Н.И. от 22.12.2016 года N в предоставлении жилого помещения вне очереди Князькову А.П. было отказано.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Как усматривается из материалов дела, администрация р.п. Земетчино решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан и распоряжение о дальнейшей судьбе здания и его жильцов не принимала.
Таким образом, вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, установленная Правительством Российской Федерации, не соблюдена.
Сведений о том, что жилой дом, занимаемый истцом, включен в программу по переселению из ветхого, аварийного жилья, в материалах дела не имеется.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Доказательств тому, что жилой дом истца находится в состоянии, угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем жильцов, что требует принятие немедленных мер по их переселению, в материалах дела также нет.
Напротив, из представленного ответчиком акта экспертного исследования от 25 сентября 2017 года, проведенного экспертом АНО "Приволжский экспертно-консультационный центр", следует, что для безопасной эксплуатации жилого дома "адрес" в недопустимом техническом состоянии с физическим износом равным 63% необходимо проведение капитального ремонта данного жилого дома. Техническая возможность проведения капитального ремонта указанного дома имеется. Стоимость капитального (восстановительного) ремонта несущих и ограждающих конструкций составляет 631 069 руб.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 и части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Предоставление по указанному основанию вне очереди жилого помещения по норме предоставления противоречит приведенным выше нормам закона.
При таком положении, оснований для удовлетворения требований Князькова А.П. у суда первой инстанции не имелось.
Указанные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем, постановленное по делу решение не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы содержат правовые основания для отмены решения, на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 28 сентября 2017 года отменить, постановить новое решение, которым иск Князькова Алексея Петровича к администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным отказа администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в предоставлении Князькову А.П. жилого помещения на условиях договора социального найма, понуждении администрации рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области в течение месяца после вступления решения в законную силу предоставить Князькову А.П. на состав семьи из четырёх человек благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма, площадью с учётом нормы предоставления на каждого члена семьи оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.