Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Овчаренко А.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" к "адрес" о признании недействующим в части постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес" (далее - Региональная программа).
Приложением к Региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", с указанием услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планируемых сроков их проведения.
В данный Перечень (раздел "адрес" пункты 458, 459, 460) были включены многоквартирные дома NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" с указанием планируемых сроков проведения их капитального ремонта в 2040-2044 годах (том 2 л.д. 27-37, 43-45, 58).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП в Региональную программу внесены изменения, в соответствии с которыми во всех разделах программы плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "2040-2044" заменен на "2040-2042" (том 3 л.д. 237-239, 245-248).
В настоящее время Региональная программа действует в актуализированной редакции, установленной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП (том 3 л.д. 260-263, 264-269).
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" (далее - ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)") обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением, в соответствии с которым просило признать недействующим постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" в части включения в региональную программу многоквартирных домов NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес". В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", поскольку многоквартирные дома NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" были построены в рамках реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, в целях предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Данные многоквартирные дома отнесены к специализированному жилищному фонду, закреплены за ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" на праве оперативного управления, входят в состав объекта по уничтожению химического оружия, изъяты из хозяйственного оборота, находятся в федеральной собственности и исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем, вопрос об их включении в Региональную программу капитального ремонта не подлежал законодательному регулированию "адрес", как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Финансирование Региональной программы капитального ремонта за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субсидий на содержание ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)", нарушает принципы бюджетного законодательства. Кроме того, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в прежней редакции, действовавшей на момент их принятия, которая не предусматривала возможности включения в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, т.к. в этом случае понятие "общее имущество" собственников многоквартирного дома не применимо. По мнению административного истца, вследствие принятия оспариваемых положений нормативного правого акта на Российскую Федерацию как единственного собственника жилых помещений в многоквартирных домах NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" незаконно возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения "адрес", Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес", Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (том 3 л.д. 2, 73).
В судебном заседании представитель административного истца - ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" - ФИО4 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указал также, что
постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, считал, что административным ответчиком не представлено документов, подтверждающих размещение оспариваемого постановления в федеральном регистре в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1486 и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 904, что, по его мнению, свидетельствует о нарушении процедуры принятия, опубликования и введения в действие регионального нормативного правового акта.
Представители административного ответчика - "адрес" - ФИО5, ФИО6, заинтересованных лиц - Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения "адрес" - ФИО7, Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" - ФИО8, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (том 2 л.д. 197-205, том 3 л.д. 11-16, 80-82).
Представитель заинтересованного лица - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве поддержал административные исковые требования ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)", просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (том 3 л.д. 180-186).
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО3, находившей административное исковое заявление ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям частей 2, 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации наделены федеральным законодателем полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе утверждением региональных программ капитального ремонта.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации отдельных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в "адрес" принят и введен в действие "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" (далее "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО).
В соответствии с частью 4 статьи 7, частью 1 статьи "адрес", частью 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО "О "адрес"" высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации является "адрес".
В силу пункта 28 статьи 16 указанного "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО и пункта 2 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО, утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено к полномочиям "адрес".
Акты "адрес", имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (часть 2 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО "О "адрес"").
Порядок принятия данных актов определен регламентом "адрес", утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП (далее - Регламент).
Постановления "адрес" подписываются "адрес" или лицом, исполняющим его обязанности. Постановления "адрес", за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования и вступления в силу актов "адрес" устанавливается "адрес" (части 5, 7, 3 статьи 26 указанного "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО).
В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов "адрес" и актов исполнительных органов государственной власти "адрес", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП, официальным опубликованием акта считается, в частности, первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте "адрес" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Акты Правительства и исполнительных органов государственной власти "адрес", в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории "адрес" по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Данный порядок является общим и применяется во всех случаях, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Как следует из материалов дела, постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" является нормативным правовым актом, издано во исполнение вышеприведенных норм жилищного законодательства в целях планирования и организации проведения капитального ремонта, принято в соответствии с процедурой, установленной Регламентом, подписано "адрес"ФИО9 (том 2 л.д. 27), опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте "адрес" (том 3 л.д. 41), в газете "Пензенские губернские ведомости" от ДД.ММ.ГГГГN (866) (том 2 л.д. 43-92) и согласно пункту 2 данного постановления вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО "О внесении изменений в статью "адрес" "О "адрес"" и "адрес" "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" (по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного "адрес" в газете "Пензенские губернские ведомости" от ДД.ММ.ГГГГN (863)) (том 3 л.д. 38-40).
Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП, в соответствии с которым в Региональную программу были внесены изменения в части планируемых сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подписано "адрес"ФИО10 (том 3 л.д. 248), опубликовано ДД.ММ.ГГГГ
на официальном сайте "адрес" (том 3 л.д. 240), в газете "Пензенские губернские ведомости" от ДД.ММ.ГГГГN (1125) (том 3 л.д. 237-239) и вступило в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП, которым установлена действующая редакция оспариваемого нормативного правового акта, подписано "адрес"ФИО10 (том 3 л.д. 269), опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте "адрес" (том 3 л.д. 42), в газете "Пензенские губернские ведомости" от ДД.ММ.ГГГГN (1178) (том 3 л.д. 260-263) и вступило в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт (с последующими изменениями) издан уполномоченным органом - "адрес" в пределах компетенции, установленной вышеприведенными нормами федерального и регионального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
Ссылка представителя ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" на необходимость представления административным ответчиком документов, подтверждающих исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1486 и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 904, не опровергает вышеизложенных обстоятельств и не свидетельствует о допущенных нарушениях, поскольку данные указ и постановление не регламентируют процедуру принятия, опубликования и введения в действие нормативных правовых актов, а регулируют вопросы, связанные с последующим формированием федерального регистра нормативных правовых актов, изданных в субъектах Российской Федерации.
При проверке оспариваемой части постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, отношения, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, в том числе утверждением региональных программ капитального ремонта, являются предметом регулирования жилищного законодательства (часть 1 статьи 4, раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта, предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для ее подготовки, регламентированы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"".
Согласно положениям частей 1, 1-1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО, для формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставляют в исполнительный орган государственной власти "адрес", уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства, информацию о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В региональную программу капитального ремонта не включаются: 1) многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов; 2) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом "адрес"; 3) дома, в которых имеется менее чем три квартиры; 4) многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном "адрес", приняты решения о сносе или реконструкции.
Из системного анализа данных правовых норм следует, что в региональную программу капитального ремонта подлежат включению все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением вышеприведенного перечня домов, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Понятие многоквартирного дома приведено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, согласно которому, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Применительно к жилым помещениям в многоквартирном доме как объектам прав, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную связь жилого помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенной для проживания людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В судебном заседании, установлено, что включение многоквартирных домов NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" в Региональную программу капитального ремонта произведено на основании информации органа местного самоуправления - администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN, представленной административному ответчику исполнительным органом государственной власти "адрес", уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения "адрес" в порядке, установленном "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО (том 3 л.д. 83-84).
Указанные многоквартирные дома были построены в 2008-2009 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN; расположенные в них жилые помещения находятся в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления за ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" и отнесены к специализированному жилищному фонду для использования в качестве служебных жилых помещений персоналом объекта по хранению и уничтожению химического оружия в поселке "адрес", что подтверждается документами, представленными административным истцом и заинтересованным лицом - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (том 1 л.д. 224-260, 268-270, том 3 л.д. 190-196, 199-215).
Как следует из материалов дела, строения, расположенные по адресам: "адрес", 58, 62, представляют собой объемные строительные системы, образованы совокупностью жилых помещений (сто и более квартир), содержат помещения общего пользования, элементы, относящиеся к общему имуществу в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (коридоры, лестницы, лестничные площадки, лифты, подвалы, чердаки, технический этаж, общие инженерные коммуникации и др.), и по своим характеристикам, приведенным в технической документации (том 3 л.д. 147-171), имеют статус многоквартирных домов.
В связи с тем, что указанные многоквартирные дома являются объектами регулирования жилищного законодательства, и не обладают признаками, перечисленными в пункте 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1-1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-ЗПО, исключающими возможность их включения в Региональную программу капитального ремонта (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), принятие "адрес" оспариваемых нормативных положений, соответствует вышеприведенным нормам материального права, имеющим большую юридическую силу.
При этом, суд исходит из того, что действующее законодательство не содержит каких-либо изъятий для включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта применительно к форме собственности на жилые помещения (собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или частная собственность), целям использования жилищного фонда (жилищный фонд социального использования, специализированный, индивидуальный, коммерческого использования), механизму финансирования их строительства (в рамках реализации государственных и муниципальных целевых программ либо долевого строительства), а также количеству жилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих одному собственнику.
Включение многоквартирных домов в указанное нормативное регулирование не ставится законодателем в зависимость от наличия согласия правообладателей жилых помещений на участие в региональной программе капитального ремонта.
Указание в письменном отзыве представителя заинтересованного лица - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на отсутствие согласования данного федерального органа исполнительной власти на включение многоквартирных домов в Региональную программу не имеет юридического значения, т.к. подобное согласование нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для исключения многоквартирных домов NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" из Региональной программы капитального ремонта не имеется.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" основаны на неверном толковании закона и не могут быть приняты судом.
Приведенные административным истцом нормы устанавливают ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, право собственности Российской Федерации на объекты по хранению и уничтожению химического оружия, их изъятие из хозяйственного оборота и не распространяются на жилищные правоотношения, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
Региональная программа, утвержденная Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП, принята исключительно с целью планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации (применение которого в данном случае имеет приоритет перед иными федеральными законами в силу частей 2, 8 статьи 5, статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации), не регулирует вопросы, связанные с оборотоспособностью и принадлежностью объектов по хранению и уничтожению химического оружия, и в оспариваемой части не противоречит нормам гражданского законодательства и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".
Кроме того, как следует из обстоятельств дела, многоквартирные дома NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес", расположены в жилом микрорайоне населенного пункта за пределами специально выделенной и охраняемой территории объекта по хранению и уничтожению химического оружия в "адрес", предназначены для проживания сотрудников указанного объекта и членов их семей, непосредственно не используются в производственных целях, в связи с чем, не подпадают под понятия объектов по хранению и уничтожению химического оружия, приведенные в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".
Ссылки представителей административного истца и заинтересованного лица - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на приложения NN, 7, 8 к Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, предусматривающие включение жилой зоны в объекты основного производства, не свидетельствуют об ином правовом статусе указанных многоквартирных домов и незаконности оспариваемой части нормативного правового акта.
В названных приложениях отражены объемы капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов по уничтожению химического оружия (без учета капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия), сведения о мощности и сроках реализации инвестиционных проектов по объектам капитального строительства, включенным в Федеральную целевую программу (без учета объектов социальной инфраструктуры в районах размещения таких объектов), а также методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках данной программы, которые не применимы к рассматриваемым отношениям, связанным с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
Вопреки доводам административного истца и заинтересованного лица - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ранее действовавшая на момент принятия оспариваемых положений редакция пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключала многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, из установленного жилищным законодательством нормативного регулирования в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, которая предусматривает включение в региональную программу капитального ремонта перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Из толкования и структурного построения указанной нормы права следует, что ее изложение в новой редакции направлено лишь на уточнение, а не на расширение ранее приведенного перечня всех многоквартирных домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", содержащее указание на невключение в региональную программу капитального ремонта названной категории многоквартирных домов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, официальным разъяснением действующего законодательства и отражает исключительно экспертную позицию указанного органа.
Ссылка административного истца на неприменение понятия "общего имущества" при регулировании спорных правоотношений, и отсутствие в связи с этим у Российской Федерации как единственного собственника жилых помещений в многоквартирных домах NN, 58, 62 по "адрес" в "адрес" обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, также не основана на законе и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-П действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).
В силу положений части 3 статьи 30, частей 1 и 3 статьи 158, статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-П, на Российскую Федерацию как самостоятельного, полноправного участника жилищных отношений и собственника помещений в многоквартирных домах возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.
В данном случае, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества является универсальной для всех обладателей права собственности и не может быть поставлена в зависимость от количества принадлежащих им помещений в многоквартирном доме, ее исполнение направлено на обеспечение не только прав и законных интересов самих собственников, но и прав и законных интересов иных лиц, а также достижение публично-значимых целей (сохранность жилищного фонда, его целевого назначения, создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан).
Кроме того, действующим жилищным законодательством не установлен иной правовой механизм исполнения обязанности по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых все помещения принадлежат одному собственнику.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми положениями принципов бюджетного законодательства не могут служить основанием для удовлетворения административного иска. Конкретные нормы бюджетного законодательства, которым бы противоречил оспариваемый региональный акт, административным истцом не приведены. Ссылка представителя ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)" на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является несостоятельной, поскольку данные законы не регулируют рассматриваемые отношения, связанные с утверждением региональной программы капитального ремонта.
Признавая указанные доводы административного истца необоснованными, суд учитывает, что определение в качестве финансовой основы функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, подлежащих уплате собственниками расположенных в них помещений, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку этим не затрагивается само существо конституционных гарантий защиты собственности, вытекающих из ее статей 8 и 35 (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-П).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание соблюдение "адрес" компетенции, порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого постановления, соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований ФБУ "ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" к "адрес" о признании недействующим постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-пП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" в части включения в региональную программу многоквартирных домов NN, 58, 62 по "адрес" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Н. Овчаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.