Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу Маркина С.Е. решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11 октября 2017 г.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Пензенской области Княжневой Е.В. N 01-17-ДА от 24 июля 2017 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "АПР" (далее - ООО "АПР", Общество) Маркин С.Е. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11 октября 2017 г. по жалобе Маркина С.Е. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Маркин С.Е. просит решение судьи отменить (изменить). Указал, что судьей не принято во внимание, что нормы выброса вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности ООО "АПР" не превышают предельно допустимых и никаким образом не влияют на жизнь и здоровье населения, проживающего на прилегающих к предприятию территориях. Доказательств, подтверждающих факт негативного воздействия выбросов на окружающую среду и граждан, не представлен, то есть не доказан факт существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Также судом не учтено, что он впервые привлекается к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Маркина С.Е., поддержавшего жалобу, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, 17 июля 2017 г. в ходе проведения внеплановой выездной проверки Минлесхозом Пензенской области в отношении ООО "АПР" выявлено, что при осуществлении Обществом производственно-хозяйственной деятельности по производству алюминия по ул. "адрес" в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника - газовой плавильной печи, без соответствующего разрешения.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 000070 от 17 июля 2017 г.; актом проверки N 00056 от 17 июля 2017 г. и другими доказательствами, а также не оспаривается Маркиным С.Е.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Маркина С.Е. как генерального директора ООО "АПР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Маркина С.Е. как генерального директора ООО "АПР" в его совершении.
Доводы жалобы Маркина С.Е. о том, что нормы выброса вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности ООО "АПР" не превышают предельно допустимых, при этом отсутствуют доказательства негативного воздействия выбросов от деятельности предприятия на окружающую среду и граждан, не свидетельствуют о незаконности решения судьи.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, то есть правонарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.
Ответственность в данном случае наступает при отсутствии разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, когда такое разрешение необходимо получить.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное Маркиным С.Е. административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В обжалуемом решении судьей дано правовое обоснование невозможности применения по данному делу положений статьи 2.9 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с которой полагаю возможным согласиться, исходя из вышеизложенных обстоятельств.
Административное наказание назначено Маркину С.Е. в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г.Пензы от 11 октября 2017 г., вынесенное по жалобе на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Пензенской области Княжневой Е.В. N 01-17-ДА от 24 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маркина С.Е. оставить без изменения, жалобу Маркина С.Е. - без удовлетворения.
Судья: Л.А. Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.