Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2017 года
дело по апелляционной жалобе Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Г., Шахназарян А.Г., Шахназарян В.Г.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 сентября 2017 года
по делу по иску Бабаян Г.Б., Бабаяна Г.Г., Бабаян Г.Г., Шахназарян В.Г., Шахназаряна А.Г., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шахназарян С.А. и Шахназаряна А.А., к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Шахназарян В.Г, Шахназарян А.Г., действующий в своих в интересах и в интересах несовершеннолетних Шахназарян С.А. и Шахназарян А.А., обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
В обоснование иска указано, что 30.05.2017 истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года, они признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.
Установлено, что было полностью утрачено следующее имущество: стиральная машина, холодильник, мебель: диван, два кресла, мягкая мебель, ламинат, две газовые плиты.
Таким образом, они полностью утратили имущество первой необходимости.
Однако 09.06.2017 администрацией Минераловодского городского округа им отказано во включении в список граждан для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 по 27.05.2017.
Отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Минераловодский район, село Левокумка, " ... ".
Им предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... ".
В данном доме они проживают с 2004 года по настоящее время.
Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, полагают, что имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор они не могут ее получить.
Просили установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... ", пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа (л.д.3-5).
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 сентября 2017 года в удовлетворении требований Бабаян Г.Б., Бабаяна Г.Г., Бабаян Г.Г., Шахназарян В.Г., Шахназаряна А.Г., выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шахназарян С.А. и Шахназаряна А.А., к администрации Минераловодского городского округа отказано.
В апелляционной жалобе Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Г., Шахназарян А.Г., Шахназарян В.Г. указывают, что с решением суда не согласны, считают его необоснованным и подлежащим отмене.
Факт отсутствия регистрации жилого дома не является бесспорным основанием для отказа в установлении факта проживания.
Факт проживания в спорном доме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд не дал надлежащей оценки.
Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Г., представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа, представители третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю и ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.
Истцы Шахназарян В.Г. и Шахназарян А.Г., действующий также в защиту интересов несовершеннолетних детей Шахназарян С.А. и Шахназарян А.А., в суд апелляционной инстанции также не явились.
Судебное извещение, направленное судом апелляционной инстанции истцам по указанному в заявлении адресу, возвращено с отметкой почтового отделения - "истек срок хранения".
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, и в соответствии с частью 2 статьи 117 ГПК РФ, отказ истцов от получения почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат судебной повестки по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При этом судебная коллегия принимает во внимание разъяснения пунктов 63 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Так как иное не предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, судебная коллегия находит возможным рассмотреть гражданское дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав адвоката Шахбазян Л.Р., действующую в защиту интересов истцов по ордеру N " ... " от 07.11.2017, поддержавшую доводы и требования апелляционной жалобы в полном объеме, представителя третьих лиц Правительства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края Ершову О.М., действующую в соответствии с доверенностями, полагавшую решение законным и обоснованным, а также представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубинину Н.А., действующую по доверенности, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истица Бабаян Г.Б. является собственницей земельного участка площадью 445,46 кв.м., имеющего целевое назначение: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... ". Право собственности на данное недвижимое имущество возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.05.2005 и зарегистрировано Управлением Росреестра по Ставропольскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2005 (л.д. 14, 52, 91).
Из содержания технического паспорта на недвижимое имущество, расположенное по указанному выше адресу, видно, что располагавшийся ранее на земельном участке жилой дом литер "А" исключен из жилого фонда по постановлению главы администрации от 20.02.2003 N " ... " и собственником получен сертификат на приобретение жилья. Строения под литерами "а" и "а1" снесены; разрешение на строительство строений под литерами "А1" и "А2" не предъявлено; строения под литерами "А1" и "А" самовольно используются в качестве жилых (л.д. 17, 61).
Истцы Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г. и Бабаян Г.Г. с 20 августа 2005 года по настоящее время состоят на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: город Минеральные Воды, улица " ... " (л.д. 7-9), а истцы Шахназрян В.Г. и Шахназарян А.Г. зарегистрированы по адресу: город Минеральные Воды, улица " ... " (л.д. 6,12).
Судом установлено, что строительство нового жилого дома литер "А1" площадью 133,7 кв.м. на земельном участке по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, переулок " ... " истицей осуществлено самовольно.
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 N 1216 с 10 часов 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации.
Принадлежащий истице Бабаян Г.Б. земельный участок по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... " находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года, что подтверждается соответствующей справкой администрации Минераловодского городского округа от 30.05.2017 (л.д. 19).
По обращению истцов составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городском округе (л.д. 32).
Считая себя пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек, в мае 2017 года, истцы обратились в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
09.06.2017 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края истцам отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение (л.д. 33-35).
Не согласившись с данным отказом, Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Шахназарян В.Г, Шахназарян А.Г., действующий в своих в интересах и в интересах несовершеннолетних Шахназарян С.А. и Шахназарян А.А., обратились в суд, ссылаясь на то, что на момент паводка в мае 2017 года фактически проживали в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... ", и в связи с паводком ими утрачено имущество первой необходимости, ввиду чего они имеют право на включение в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что на день объявления режима чрезвычайной ситуации 24.05.2017 истцы не являлись собственниками дома, в установленном законом порядке признанного жилым.
Учитывая, что в соответствии с действующим порядком право на предоставления мер социальной поддержки имеют граждане, постоянно проживавшие на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, попавших в зону затопления, а доказательств, подтверждающих, что данное строение на момент чрезвычайной ситуации было признано в установленном порядке пригодным для проживания, то есть являлось жилым помещением, материалы дела не содержат, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, суд указал, что само же по себе наличие у истицы строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для его признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления в связи с этим мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на правильной оценке юридически значимых обстоятельств дела и верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны"
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - Закон) Правительством Ставропольского края принято постановление от 02.06.2006 N 84-п (ред. от 31.07.2017) "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны".
Данным постановлением утверждены Порядок финансирования мер социальной поддержки, установленных Законом Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (пункт 1.1.); Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (пункт 1.2.); Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1.3.) и Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат (пункт 1.4.).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае (далее по тексту - Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС), в части осуществления им единовременных денежных выплат единовременные денежные выплаты предоставляются в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Единовременные денежные выплаты предоставляются пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края (пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС).
В силу пункта 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС в целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях.
В целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края, связанной с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края (далее - чрезвычайная ситуация), а также восстановления жизнеобеспечения пострадавшего населения, проживающего в зоне чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие), в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Губернатором Ставропольского края издано Распоряжение от 24.05.2017 N 345-р (ред. от 13.07.2017) "О первоочередных мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края".
В соответствии с пунктом 1.2.1.2. указанного распоряжения выплата пострадавшим единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости и финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости должна производится согласно спискам пострадавших, подготовленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Таким образом, обязательным условием реализации названными категориями граждан права на социальную выплату в связи с утратой и повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Минераловодского района Ставропольского края в мае 2017 года является наличие нескольких факторов. Право на выплату имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, утрачено частично или полностью.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее также - Положение (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 N 311, действовавшей на момент возникновения спорных отношений)).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 Положения).
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
При этом в случае обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, решение вопроса о признании строения литер "А", расположенного на земельном участке по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, " ... " жилым домом после проведения капитального ремонта действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о включении недвижимого имущества в жилой фонд, из которого данный дом был исключен по постановлению от 20.02.2003.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно действующему законодательству совершать юридически значимые действия, как правило, возможно только в отношении существующего объекта гражданских прав. По смыслу статей 128, 129, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольное строение не введено в гражданский оборот и не может в нем участвовать: с ним нельзя совершать гражданско-правовые сделки, право на него не может быть установлено и зарегистрировано. Лицо, осуществившее самовольную постройку, в силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не приобретает на нее права собственности, не вправе ею распоряжаться и совершать какие-либо сделки до признания такого права судом.
Данная позиция Верхового Суджа Российской Федерации изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Принимая во внимание, что строения литер "А1" и "А2" являются самовольными по смыслу статей 128, 129, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, они не введены в гражданский оборот, а потому проживание в как в указанных строениях, так и в строении литер "А", исключенном из жилищного фонда, не влечет никаких гражданско-правовых последствий.
Суд первой инстанции, правильно применив положения Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации в их системной взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Шахназарян В.Г, Шахназарян А.Г., действующего в своих в интересах и в интересах несовершеннолетних Шахназарян С.А. и Шахназарян А.А., поскольку факт проживания истцов в помещениях, не признанных в установленном законом порядке жилыми, но пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не является основанием для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края N 345-р от 24.05.2017 (ред. от 13.07.2017) "О первоочередных мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края".
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаян Г.Б., Бабаян Г.Г., Бабаян Г.Г., Шахназарян А.Г., Шахназарян В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.