Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Бостанова Ш.А. и Чернышовой Н.И.,
при секретаре Тациевой А.С.,
с участием:
истца Хитилова Г.В.,
представителя ответчика Нарыжной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Яковенко И.В., поданную на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 05 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Хитилова ... к Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в приеме на работу,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А.,
УСТАНОВИЛА:
Хитилов Г.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, впоследствии уточненным, в обоснование которого указал, что с 2001 года по 2009 год проходил службу в органах внутренних дел. В 2009 году истец был уволен из службы в органах внутренних дел в связи с переходом на службу в органы госнаркоконтроля. По состоянию на 05 апреля 2016 года истец занимал должность заместителя начальника отдела по городу Кисловодску УФСКН России по СК и имел специальное звание подполковник полиции. За время прохождения службы в органах наркоконтроля также не имел дисциплинарных взысканий, в 2014 году награжден почетной грамотой директора ФСКН России за образцовое выполнение должностных обязанностей, достигнутые при этом высокие результаты в служебной деятельности, инициативу, целеустремленность и настойчивость в решении конкретных задач, в 2016 году награжден медалью "За отличие в службе в органах наркоконтроля" III степени. Дисциплинарных взысканий не имел, в отношении него никаких проверок не проводилось, уголовные дела не возбуждались. В соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее Указ Президента), ФСКН России была упразднена, а ее функции переданы МВД России. На основании приказа ФСКН России N 161 от 26.05.2016 года "Об исполнении Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156" сотрудники ФСКН России подлежат освобождению от занимаемых должностей с 01 июня 2016 года до окончания проведения оргштатных мероприятий. В мае 2016 года истцом совместно со всеми сотрудниками управления ФСКН России по Ставропольскому краю, изъявившими желание продолжить службу в органах внутренних дел, был подан рапорт о согласии на дальнейшее прохождение службы в ГУ МВД России по Ставропольскому краю, который был передан в отдел кадров и воспитательной работы УФСКН России по Ставропольскому краю и находится в личном деле. Лица, не выразившие желание продолжить службу в органах внутренних дел были уволены в связи с проведением оргштатных мероприятий 08.06.2016 года. 30 мая 2016 года истец обратился в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с заявлением о приеме на службу в порядке перевода. 31 мая 2016 года приказом начальника УФСКН России по Ставропольскому краю N 100 лс от 31.05.2016 года он был уволен из органов ФСКН России на основании подпункта 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотиков и исключен из списка сотрудников органа наркоконтроля. В июле 2016 года истцу было устно объявлено о том, что должности в ГУ МВД РФ по СК ему предлагаться не будут, в связи с чем 15.08.2016 года он повторно обратился с заявлением на имя начальника ГУ МВД по РФ СК Олдак А.Г. с просьбой о принятии его на службу в органы внутренних дел. 19.08.2016 года срок рассмотрения обращения был продлен до 20 сентября 2016 года. 17.09.2016 года истец получил уведомление о результатах рассмотрения его обращения о приеме на службу, согласно которому принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел. Обосновывая отказ в приеме истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, ответчик указал, что Указом Президента от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не возлагается безусловная обязанность на органы внутренних дел РФ по приему в порядке ввода сотрудников наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел. В связи с чем, ответчиком истцу было предложено, пройти соответствующее обследование посредством полиграфа, то есть, произведено психофизиологическое обследование, результаты которого дали основания для ГУ МВД России по СК усомниться в соответствии его деловых и моральных качеств, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел и с учетом не рекомендации ОРЧ (СБ) ГУ МВД Росси по СК, данное обстоятельство послужило причиной не принятия на службу в органы внутренних дел. Таким образом, истец считает, что ГУ МВД России по СК фактически проводился профессиональный психологический отбор в отношении него.
Просил: признать отказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из УФСКН России по Ставропольскому краю незаконным; возложить обязанность на ГУ МВД России по Ставропольскому краю повторно рассмотреть заявление (рапорт) Хитилова Г.В. о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на должность соответствующую уровню его образования и квалификации; возложить обязанность на ответчика принять на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на должность соответствующую уровню его образования и квалификации; зачесть стаж службы (выслуги лет) с 01 июня 2016 года и до начала фактического исполнения должностных обязанностей; возложить обязанность на ответчика оплатить вынужденный прогул, исходя из должностного оклада, оклада по специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет за период с 01 июня 2016 года и до начала фактического исполнения должностных обязанностей; признать незаконным проверки ОРЧ (СБ) ГУ МВД по СК при рассмотрении вопроса о приеме на службу в порядке перевода из упраздненной ФСКН; признать незаконным проведения 09.07.2016 года проверки с применением специализированного психофизиологического обследования полиграфа.
05 сентября 2017 года решением Ленинского районного суда города Ставрополя отказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из УФСКН России по Ставропольскому краю признан незаконным.
На ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявление (рапорт) Хитилова Г.В. о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на должность соответствующую уровню его образования и квалификации.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Яковенко И.В. просит решение суда в части удовлетворении исковых требований отменить и принять новое решение об отказе в их удовлетворении. Указывает, что в решении не указано, какая правовая норма была нарушена ответчиком. В соответствии с Указом президента при приеме на работу бывших сотрудников УФСКН не устанавливается испытательный срок и не проводится переаттестация, такого основания при приеме на работу как перевод, не предусмотрено. Считает, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Хитилова Г.В.
В письменных возражениях истец Хитилов Г.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав мнения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что с 2001 года по 2009 год Хитилов Г.В. проходил службу в органах внутренних дел, занимал должность следователя СО при Ессентукском ОВД, старшего следователя СО при Ессентукском ОВД, начальника отдела дознания ОВД по г. Кисловодску. В 2009 году истец был уволен из службы в органах внутренних дел в связи с переходом на службу в органы госнаркоконтроля, где занимал должности старшего следователя по особо важным делам 3 отдела следственной службы УФСКН России по СК и заместителя начальника отдела по городу Кисловодску УФСКН России по СК. По состоянию на 05 апреля 2016 года истец занимал должность заместителя начальника отдела по городу Кисловодску УФСКН России по СК и имел специальное звание подполковник полиции, что подтверждается трудовой книжкой TK-I N 5112543, справкой от 31.05.2016 года.
Указом Президента от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроле за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральной служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена с 31.05.2016 года.
10 мая 2016 года истцом был подан рапорт о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
31 мая 2016 года приказом начальника УФСКН России по Ставропольскому краю N 100 лс от 31.05.2016 года Хитилов Г.В. был уволен из органов ФСКН России на основании подпункта 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотиков и исключен из списка сотрудников органа наркоконтроля.
Хитилову Г.В. было предложено пройти психофизиологическое обследование с использованием полиграфа. Перед проведением данного исследования истец дал свое добровольное согласие на его проведение, об этом свидетельствует его подпись, поставленная на заявлении о добровольном согласии на проведение опроса с использованием полиграфа.
09 июля 2016 года ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении Хитилова Г.В. было проведено специальное психофизиологическое обследование с применением полиграфа.
Согласно заключению по результатам специального психофизиологического исследования с применением полиграфа от 09 июля 2016 года при проведении СПФИ зарегистрированы устойчивые психофизиологические реакции, указывающие на наличие у обследуемого факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.12.2012 N 1259. Выявлены устойчивые реакции на: дополнительный заработок, использование части наркотических средств для личного пользования, употребление наркотических средств периодически (курение марихуаны), управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.
31.08.2016 года согласно уведомлению начальника ГУ МВД России по СК Олдака А.Г. о результатах рассмотрения заявления кандидата о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по результатам проведённых проверок принято решение об отказе в приёме истца на службу в органы внутренних дел.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основанием для принятия решения об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел Хитилова Г.В. послужили сведения, полученные в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа, а также результаты ОРД. Доказательств того, что при разрешении вопроса о приеме Хитилова Г.В. на службу в органы внутренних дел давалась оценка его деловым и личным качествам, суду не представлено, в месте с тем, Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" обязательных проверочных мероприятий в отношении сотрудников подлежащих переводу не усматривает.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 данного указа).
Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (п. 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 установлено, что Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно п.п. "б" пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел РФ, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные в том числе по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Ст. 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 года N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел РФ, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 не может применяться без взаимосвязи с нормами специального законодательства, регулирующими поступление на службу в органы внутренних дел, ее прохождение и прекращение.
В целях реализации Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 распоряжением МВД России от 18 апреля 2016 года утвержден План первоочередных мероприятий от 15 апреля 2016 года, которым территориальным органам МВД России рекомендовано провести проверочные мероприятия в отношении сотрудников органов наркоконтроля, выразивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, что соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в отношении граждан, желающих поступить на службу в органы внутренних дел.
Хитилов Г.В. в принятии на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода из органов наркоконтроля для прохождения службы в органах внутренних дел не рекомендован оперативно-розыскной частью собственной безопасности ГУ МВД России по СК.
Согласно результатов специального психофизиологического исследования с применением полиграфа от 09 июля 2016 года при проведении СПФИ зарегистрированы устойчивые психофизиологические реакции, указывающие на наличие у обследуемого факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.12.2012 N 1259. Выявлены устойчивые реакции на: дополнительный заработок, использование части наркотических средств для личного пользования, употребление наркотических средств периодически (курение марихуаны), управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, действуя в рамках предписанных норм и указаний, провело проверочные мероприятия и, получив по ним информацию, приняло решение об отказе Хитилову Г.В. в приеме на службу в органы внутренних дел.
С учетом того, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел РФ, является реализацией руководителем ОВД своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда первой инстанции о незаконности решения начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе Хитилову Г.В. в приеме на службу в органы внутренних дел РФ, неправомерны.
Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что к спорным отношениям не применяется Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, поскольку в противном случае поступление сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не будет являться переводом в том смысле, какой в данное понятие вкладывает законодатель.
Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 и Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, регулирующие порядок увольнения сотрудников органов наркоконтроля в связи с упразднением этих органов, предусматривают специальную процедуру увольнения и дальнейшего трудоустройства таких сотрудников в органы внутренних дел.
Вместе с тем наличие определенных этими нормативными правовыми актами исключений из общих правил приема на службу в органы внутренних дел не отменяет установленное частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ право руководителя соответствующего органа внутренних дел при разрешении вопроса о приеме такого сотрудника дать оценку деловым и личным качествам кандидата на основании представленных заключений по результатам проверочных мероприятий. Безусловной обязанности уполномоченного руководителя органа внутренних дел принять на службу сотрудника органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков нормы специального законодательства не содержат. Для сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ предусматривает возможность изменения основания увольнения "в связи с переводом в другой государственный орган" на увольнение "в связи с проведением организационно-штатных мероприятий".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 1995 года N 7-П; определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О и от 3 июля 2014 года N 1405-О).
Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
В виду изложенного решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований Хитилова Г.В. нельзя признать законным и обоснованным, решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 05 сентября 2017 года в части удовлетворения исковых требований Хитилова Георгия Владимировича о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Ставропольскому краю в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из УФСКН России по Ставропольскому краю, возложении обязанности на ГУ МВД России по Ставропольскому краю повторно рассмотреть заявление (рапорт) Хитилова Г.В. о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на должность соответствующую уровню его образования и квалификации - отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.