Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
с участием представителей :
административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Южный" - Лигидова А.Х.,
административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованного лица - Правительства Ставропольского края - Синещёковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Торговый комплекс "Южный" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об определении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Южный" (ООО ТК "Южный", Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, принадлежащих истцу на праве собственности, в размере равном их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 года :
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 2146,9 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 18684600 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2153,9 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 18745500 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1343,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 11695200 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1460,2 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 11937100 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 823,3 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 7198100 рублей;
-нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 715,1 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 6 623 400 руб.;
-нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1421,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 12374000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1418,9 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 12348800 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1418,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 12347900 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1418,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 13151 900 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1413,4 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 12357300 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 691,2 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 6402100 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2137,1 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 18599300 рублей;
-нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1427,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 12426200 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 348,5 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 3506300 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 466,3 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 4617000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 458,4 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 4539000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 257,4 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" - 2589700 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 479,6 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 5075100 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 276 кв.м., расположенного по адресу : "адрес"- 2776900 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 330,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 3328200 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 680,80 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 6305700 рублей;
-нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 400,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере 3969400 рублей;
-нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 432 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 4277400 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1431,80 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" - 11565400 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1408,1 кв.м., расположенного по адресу "адрес" - 12012700 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что является собственником данных объектов капитального строительства, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2015 года составила:
- нежилого здания с кадастровым номером N - 53776 700 рублей 40 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 53952040 рублей 15 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 38468108 рублей 42 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 45752090 рублей 24 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N 27719748 рублей 03 копейки;
-нежилого здания с кадастровым номером N - 14567747 рублей 99 копеек;
-нежилого здания с кадастровым номером N - 23663351 рубль 65 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 43451758 рублей 73 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 23613421 рубль 94 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 23613421 рубль 94 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 23523548 рублей 48 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 7652644 рубля 67 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 32640990 рублей 70 копеек;
-нежилого здания с кадастровым номером N - 44674836 рублей 79 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 7877370 рублей 25 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 9086275 рублей 53 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 5075191 рубль 43 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 3419775 рублей 59 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 5309907 рублей 96 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 3544662 рубля 50 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 4248457 рублей 80 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 7537500 рублей 71 копейку;
-нежилого здания с кадастровым номером N - 4438578 рублей 19 копеек;
-нежилого здания с кадастровым номером N - 4782902 рубля 92 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 23829791 рубль 03 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N - 41246191 рубль 93 копейки.
Поскольку Общество является собственником нежилых зданий, несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, Общество обратилось в ООО "Деловой Партнер", из отчетов об установлении рыночной стоимости которого следует, что итоговая величина рыночной стоимости указанных объектов - нежилых зданий по состоянию на 1 января 2015 года составляет :
- с кадастровым номером N - 18684600 рублей;
- с кадастровым номером N - 18745500 рублей;
- с кадастровым номером N - 11695200 рублей;
- с кадастровым номером N - 11937100 рублей;
- с кадастровым номером N - 7198100 рублей;
- с кадастровым номером N - 6 623 400 рублей;
- с кадастровым номером N - 12374000 рублей;
- с кадастровым номером N - 12348800 рублей;
- с кадастровым номером N - 12347900 рублей;
- с кадастровым номером N - 13151 900 рублей;
- с кадастровым номером N - 12357300 рублей;
- с кадастровым номером N - 6402100 рублей;
- с кадастровым номером N - 18599300 рублей;
- с кадастровым номером N - 12426200 рублей;
- с кадастровым номером N - 3506300 рублей;
- с кадастровым номером N - 4617000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4539000 рублей;
- с кадастровым номером N - 2589700 рублей;
- с кадастровым номером N - 5075100 рублей;
- с кадастровым номером N - 2776900 рублей;
- с кадастровым номером N - 3328200 рублей;
- с кадастровым номером N - 6305700 рублей;
- с кадастровым номером N 3969400 рублей;
- с кадастровым номером N - 4277400 рублей;
- с кадастровым номером N - 11565400 рублей;
- с кадастровым номером N - 12012700 рублей.
На данные отчеты получены положительные экспертные заключения, подготовленные некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков", из которых следует, что отчеты об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Завышенный размер кадастровой стоимости объектов недвижимости по отношению к их реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы, чем нарушаются права Общества как плательщика налогов и сборов.
Определением суда от 21 июля 2017 года изменено процессуальное положение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, которое привлечено к участию в деле в качестве соответчика (том 4 л.д. 134-137).
Определением Ставропольского краевого суда от 18 октября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Министерство Финансов Ставропольского края и Правительство Ставропольского края (том 7 л.д. 244).
Определением Ставропольского краевого суда от 16 ноября 2017 года по ходатайству представителя администрация города Ставрополя исключена из числа заинтересованных лиц по настоящему административному делу (том 8 л.д. 21).
В судебном заседании представитель административного истца - ООО "Торговый комплекс "Южный" - Лигидов А.Х. поддержал заявленные требования административного искового заявления, просил установить кадастровую стоимость объектов капитального в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края и заинтересованного лица - Правительства Ставропольского края - Синещёкова А.Е. просила суд вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой. Полагала не целесообразным устанавливать для собственника новую кадастровую стоимость объектов капитального строительства в сторону увеличения по сравнению с государственной кадастровой стоимостью, поскольку истец восстанавливает право путем снижения размера кадастровой стоимости для выполнения обязанности по оплате налога.
Представители : административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, заинтересованного лица - Министерства Финансов Ставропольского края, извещенные надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступило ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, заинтересованного лица в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 375 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения для юридических лиц в соответствии со статьей 373 Налогового Кодекса Российской Федерации является имущество, признаваемое объектами налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса (статья 375 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 24,18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеуказанного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что административный истец является собственником объектов капитального строительства - нежилых помещений с кадастровыми номерами : N
Право собственности на указанные нежилые помещения за ООО "Торговый комплекс "Южный" зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 7 марта 2014 года о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности (том 1 л.д. 89-114).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость объектов капитального строительства - нежилых зданий, находящихся в собственности административного истца, по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 53776 700 рублей 40 копеек;
- с кадастровым номером N - 53952040 рублей 15 копеек;
-с кадастровым номером N- 38468108 рублей 42 копейки;
-с кадастровым номером N-45752090 рублей 24 копейки;
-с кадастровым номером N-27719748 рублей 03 копейки;
-с кадастровым номером N - 14567747 рублей 99 копеек;
-с кадастровым номером N - 23663351 рубль 65 копеек;
-с кадастровым номером N - 43451758 рублей 73 копейки;
-с кадастровым номером N 23613421 рубль 94 копейки;
-с кадастровым номером N-23613421 рубль 94 копейки;
-с кадастровым номером N - 23523548 рублей 48 копеек;
-с кадастровым номером N - 7652644 рубля 67 копеек;
-с кадастровым номером N- 32640990 рублей 70 копеек;
-с кадастровым номером N - 44674836 рублей 79 копеек;
- с кадастровым номером N - 7877370 рублей 25 копеек;
-с кадастровым номером N - 9086275 рублей 53 копейки;
-с кадастровым номером N - 5075191 рубль 43 копейки;
-с кадастровым номером N - 3419775 рублей 59 копеек;
-с кадастровым номером N - 5309907 рублей 96 копеек;
-с кадастровым номером N - 3544662 рубля 50 копеек;
-с кадастровым номером N - 4248457 рублей 80 копеек;
-с кадастровым номером N-7537500 рублей 71 копейку;
-с кадастровым номером N - 4438578 рублей 19 копеек;
-с кадастровым номером N - 4782902 рубля 92 копейки;
-с кадастровым номером N-23829791 рубль 03 копейки;
-с кадастровым номером N - 41246191 рубль 93 копейки (том 1 л.д. 63-88).
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, Общество обратилось в ООО "Деловой Партнер", которое подготовило отчеты об оценке рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества : N 01045 (том 2 л.д. 4-175), N 01060 (том 3 л.д. 1-443) от 20 октября 2016 года. Из данных отчетов следует, что итоговая величина рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 18684600 рублей;
- с кадастровым номером N - 18745500 рублей;
- с кадастровым номером N - 11695200 рублей;
- с кадастровым номером N - 11937100 рублей;
- с кадастровым номером N - 7198100 рублей;
- с кадастровым номером N - 6 623 400 рублей;
- с кадастровым номером N - 12374000 рублей;
- с кадастровым номером N - 12348800 рублей;
- с кадастровым номером N - 12347900 рублей;
- с кадастровым номером N - 13151 900 рублей;
- с кадастровым номером N - 12357300 рублей;
- с кадастровым номером N - 6402100 рублей;
- с кадастровым номером N - 18599300 рублей;
- с кадастровым номером N - 12426200 рублей;
- с кадастровым номером N - 3506300 рублей;
- с кадастровым номером N 4617000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4539000 рублей;
- с кадастровым номером N - 2589700 рублей;
- с кадастровым номером N - 5075100 рублей;
- с кадастровым номером N - 2776900 рублей;
- с кадастровым номером N - 3328200 рублей;
- с кадастровым номером N - 6305700 рублей;
- с кадастровым номером N - 3969400 рублей;
- с кадастровым номером N - 4277400 рублей;
- с кадастровым номером N - 11565400 рублей;
- с кадастровым номером N - 12012700 рублей.
На данные отчеты получены положительные экспертные заключения некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков", из которых следует, что отчеты о рыночной оценке недвижимого имущества административного истца соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (том 1 л.д. 116-137, том 4 л.д. 2-33).
В порядке досудебного урегулирования спора Общество 2 декабря 2016 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии от 22 декабря 2016 года заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонено (том 4 л.д. 34-50).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного жилого дома на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов административного истца и возможных возражений ответчиков и заинтересованных лиц по настоящему административному делу, определением суда от 21 июля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения "Северо-Кавказский федеральный университет" (том 4 л.д. 139-145).
Согласно заключению судебной экспертизы от 03 октября 2017 года N 67/08/17Э рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 28431 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 28468 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21151 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 24473 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9759 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9161 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21166 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 20857 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 20551 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21404 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21777 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9765 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 42994 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 22883 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5971 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5199 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5952 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 3654 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 6166 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 3978000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4685 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9412 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5443 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5699 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 24741 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 23144 000 рублей,
(том 5, том 6, том 7 л.д. 1-214).
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеют специальное высшее образование; стаж работы в области оценочной деятельности с 1997 года.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения. Определенные в экспертном заключении итоговые величины рыночной стоимости объектов недвижимости - нежилых зданий торговые - павильоны, не являются произвольными, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертизы основано на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертами проанализирован рынок коммерческой недвижимости в Ставропольском крае и городе Ставрополе на 4 квартал 2014 года, анализ рынка торговый - комплекс недвижимости в городе Ставрополе на этот же период, определен сегмент рынка, к которому принадлежат исследуемые объекты, определена рыночная стоимость сравнительным подходом, а также произведено согласование рыночной стоимости. Экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2015 года.
Суд находит, что данное экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорного жилого дома, которое может быть положено в основу решения.
Исходя из того, что правильность заключения судебной экспертизы административными ответчиками не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, вопреки положениям часть 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сторонами, лицами, участвующими в деле не представлено, противоречия в выводах экспертов или заинтересованность экспертов в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об изменении кадастровой стоимости заявленных объектов недвижимости.
При этом выводы отчетов об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства N 01045, N 01060 от 20 октября 2016 года, опровергаются указанных экспертным заключением.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом выраженной в суде позиции представителя административного истца, согласившегося с размерами рыночной стоимости объектов капитального строительства, установленными судебной оценочной экспертизой, суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление ООО "Торговый комплекс "Южный" - в части, установив кадастровую стоимость объектов капитального строительства в размере равном их рыночной стоимости :
- с кадастровым номером N - 28431 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 28468 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21151 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 24473 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9759 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9161 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21166 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 20857 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 20551 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21404 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 21777 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 22883 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5971 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5199 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 23144 000 рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в комиссию по рассмотрению о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 2 декабря 2016 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами : N
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Предметом доказывания по настоящему делу являлась проверка доводов истца о нарушенном праве применительно к представленным им доказательствам, а задачей административного судопроизводства - защита права принимаемым судом решением. При отсутствии факта нарушения права по смыслу закона в иске следует отказать.
Согласно заключению судебной экспертизы 03 октября 2017 года N 67/07/17Э рыночная стоимость части объектов недвижимости, находящихся в собственности административного истца и заявленных в административном иске по состоянию на 1 января 2015 года составила:
- с кадастровым номером N - 9765 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 42994000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5952 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 3654 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 6166 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 3978000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4685 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 9412 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5443 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5699 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 24741 000 рублей,
что превышает утверждённую в установленном законом порядке кадастровую стоимость этих объектов недвижимости.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью заявленных в иске объектов недвижимости - нежилых зданий, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца не нарушены. Следовательно, при отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов истца, что является одним из условий удовлетворения иска, исковые требования в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами - N - удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд не вправе устанавливать для собственника или арендатора новую кадастровую стоимость объектов недвижимости в сторону увеличения по сравнению с государственной кадастровой стоимостью, поскольку истец восстанавливает право путем снижения размера кадастровой стоимости для выполнения обязанности по оплате налога.
На основании изложенного, с учетом того, что установленная в экспертном заключении Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения "Северо-Кавказский федеральный университет" N 67/08/17Э от 3 октября 2017 года рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами - N превышает кадастровую стоимость, в удовлетворении заявленных исковых требованиях Общества в этой части надлежит отказать.
В краевой суд одновременно с экспертными заключениями поступили ходатайства экспертных организаций - Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский регионального центра судебной экспертизы и НОЦ судебной экспертизы СКФУ о взыскании расходов по оплате проведенных оценочных экспертиз, которые суд считает подлежащими удовлетворению как в связи с тем, что определениями суда о назначении судебных оценочных экспертиз оплата за их проведение возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Южный" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об определении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости - удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 2146,9 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 28431000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2153,9 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 28468000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1343,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 21151000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1460,2 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 24473000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 823,3 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 9759000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 715,1 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 9161000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1421,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 21166000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1418,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 20857000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1418,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский "адрес" в размере его рыночной стоимости - 20551000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1418,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 21404000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1413,4 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 21777000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 1427,8 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 22883000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 348,5 кв.м., расположенного по адресу "адрес", в размере его рыночной стоимости - 5971000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 466,3 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 5199000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1408,1 кв.м., расположенного по адресу : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 23144000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов капитального строительства - нежилых зданий с кадастровыми номерами : N
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения ООО "Торговый комплекс "Южный" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра - 2 декабря 2016 года.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Торговый комплекс "Южный" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об определении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами - N в размере их рыночной стоимости - отказать.
Взыскать с ООО "Торговый комплекс "Южный" в пользу Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного учреждения высшего образования "Северо-Кавказский Федеральный Университет" стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей путем перечисления на банковские реквизиты :
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.