Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Лепской К.И. и Лозиной С.П.,
при секретаре судебного заседания Г.З.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в города Твери
по докладу судьи Лепской К.И.
дело по апелляционной жалобе К.С.В., К.В.А., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Центрального районного суда города Твери от 24 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.С.В., К.В.А., действующего также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери об обязании произвести выплату рыночной стоимости за изымаемый земельный участок и жилые помещения для муниципальных нужд, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения."
Судебная коллегия
установила:
К.С.В., К.В.А., действующий также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, К.С.В. обратились в Центральный районный суд города Твери с исковым заявлением к администрации г. Твери об обязании произвести выплату рыночной стоимости за изымаемый земельный участок и жилые помещения для муниципальных нужд в размере "данные изъяты" рублей и взыскании компенсацию морального вреда, который истцы оценивают в
"данные изъяты" рублей.
В судебном заседании истец К.В.А., представитель истца Т.Д.Ю., поддержали заявленные исковые требования с учетом их дополнения по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представители ответчиков администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери П.Н.Г., А.Д.В., действующие на основании доверенностей, возражали против заявленных истцами требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьих лиц, Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, Департамента финансов администрации города Твери А.Д.В., действующий на основании доверенностей, возражал против заявленных истцами требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери А.Т.Г., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных истцами требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Центрального района в г. Твери Г.С.Д., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных истцами требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.
В судебном заседании представитель третьего лица Р.В.Е.Б.Д.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Иные лица участвующие в деле извещенные судом надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Судом постановленоприведенное выше решение суда.
В апелляционной жалобе апеллянты, ссылаясь на аналогичные доводы приводимые в обоснование заявленного иска, просят решение суда отменить как незаконное, необоснованное. Указывают, что выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Со дня принятия Решения 28.07.2014г. об изъятии у них недвижимости, они не могут самостоятельно в полной мере распоряжаться своей недвижимостью, не могут самостоятельно ее продать и распорядиться, чтобы на полученные от такой продажи деньги иметь возможность самостоятельно выехать из аварийного жилья, купив взамен неаварийное жилье с земельным участком, который им также необходим, так как они вынуждены держать на земельном участке для своего обеспечения продуктами питания подсобное хозяйство. По этой причине они отказались в 2009 году от участия в добровольной программе по переселению в другие жилые помещения, предоставляемые без земельных участков. Полагают, что перенос ответчиком мероприятий по реализации выкупа у них изымаемой недвижимости на 2018 год, не соответствует требованиям п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ и нарушает их права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец К.В.А. и его представитель Т.Д.Ю., истец ФИО3, представитель ответчика Администрации города Твери, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, Департамента финансов администрации города Твери А.Д.В., представитель Администрации города Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери П.Н.Г., третье лицо К.Л.Б., представитель третьего лица Р.В.Е. - Б.Д.В.
Остальные лица участвующие в деле не явились, о рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом. С ходатайством об отложении слушанием дела не обращались.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Поскольку в ходе апелляционного рассмотрения дела установлено нарушение судом первой инстанции положений ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, в связи с не привлечением к участию в деле ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд апелляционной инстанции 06 июня 2017 года, руководствуясь ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, постановилперейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что К.В.А., его дети "данные изъяты" являются сособственниками жилых помещений "адрес", а также доли общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка с кадастровым номером N площадью 1062,3 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права, а также свидетельствами о праве на наследство по закону.
При этом из правоустанавливающих документов усматривается, что жилое помещение, состоящее из трех комнат общей площадью 42,6 кв.м., расположенное по адресу: "адрес",
кад. N принадлежит на праве общей долевой собственности:
-ФИО2 - 7/30 доли в праве;
- ФИО3 - 7/30 доли в праве;
- К.С.В. - 7/30 доли в праве;
- ФИО1 - 7/30 доли в праве;
- ФИО4 - 2/30 доли в праве;
Жилое помещение, состоящее из комнат общей площадью 23,4 кв.м., расположенное по адресу: "адрес",
кад. N принадлежит на праве собственности:
- К.В.А..
Постановлением главы администрации г. Твери от 23.12.2008 N 3646, дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации N 853 от 28.07.2014 жилые помещения в доме и земельный участок по адресу: "адрес" признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд с определением выкупной цены и оплаты за изымаемые помещения и земельный участок. На основании этого постановления 12.08.2014 произведена государственная регистрация ограничения (обременения) права собственности истцов на объект недвижимости.
Мероприятия по реализации жилищных прав истцов включены в муниципальную программу "Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы" - подпрограмма 2 "Ликвидация аварийного жилья".
Согласно п. 3.2.3 указанной программы, финансирование подпрограммы 2 осуществляется за счет средств бюджета города Твери, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета Тверской области.
Средства на реализацию подпрограммы в отношении "адрес" запланированы на 2018 год.
Разрешая заявленные исковые требования, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. ст. 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора, любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
После принятия Главой администрации города Твери Постановления N 853 от 28.07.2014 об изъятии для муниципальных нужд принадлежащих истцам спорных объектов недвижимости и до настоящего времени вопрос о выкупной цене объектов недвижимости не разрешен.
Доказательств того, что между муниципальным образованием город Тверь и истцами имеется соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Вместе с этим доказательства того, что ответчиком администрацией города Твери предпринимались какие-либо действия по согласованию с истцами, с учетом положений ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, выкупной цены жилых помещений, сроков и других условий выкупа, в материалы дела не представлены.
В силу п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
При определении выкупной цены жилого помещения следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Из содержания вышеуказанной нормы права следует, что при определении размера выкупной цены жилого помещения принимается во внимание стоимость конкретного индивидуализированного выкупаемого жилого помещения.
В рамках рассмотрения настоящего спора в связи с возникшими разногласиями сторон относительно размера выкупной стоимости спорных объектов недвижимости судебной коллегией назначено проведение судебной оценочной экспертизы.
В результате проведенной экспертизы экспертом ООО "РЭА центр "Перспектива" К.В.В. даны ответы на вопросы, сформулированные определением суда апелляционной инстанции:
1. Рыночная стоимость имущества, принадлежащего К.В.А., К.С.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на праве собственности и подлежащего изъятию для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Твери N 853 от 28.07.2014, составляет "данные изъяты" ("данные изъяты" рублей, а именно:
- жилого помещения (комнат общей площадью 42,6 кв. м.), кадастровый N, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, площадью 1062 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под многоквартирный жилой дом, кадастровый N, на котором расположен указанный дом - "данные изъяты".
- жилого помещения (комнат общей площадью 23,4 кв. м.), кадастровый N, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, площадью 1062 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под многоквартирный жилой дом, кадастровый N, на котором расположен указанный дом - "данные изъяты" руб.
2. Размер убытков, причиненных К.В.А., К.С.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 принадлежащего им вышеуказанного имущества, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, составляет - "данные изъяты" ("данные изъяты" рублей, в том числе:
доля, приходящаяся на жилое помещение 42,6 кв. м. - "данные изъяты" руб.;
доля, приходящаяся на жилое помещение 23,4 кв. м. - "данные изъяты" руб.
Общий размер возмещения собственникам аварийного жилья на дату проведения экспертизы составит "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей, в том числе:
доля, приходящаяся на жилое помещение 42,6 кв. м. - "данные изъяты" руб.;
доля, приходящаяся на жилое помещение 23,4 кв. м. - "данные изъяты"
Поскольку указанное заключение экспертизы, выполнено компетентным специалистом; оценка выкупной стоимости жилого помещения проведена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 сентября 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; выводы эксперта сторонами не оспорены, то судебная коллегия принимает его в качестве допустимого доказательства, соответствующего требованиям ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования, просили обязать ответчика администрацию города Твери уплатить выкупную цену за изымаемые у них жилые помещения и земельный участок, компенсацию за убытки и компенсацию морального вреда, выплатив в пользу истцов денежную компенсацию за изымаемое имущество и убытки с учетом определенного судебной экспертизой размера возмещения, а также взыскать компенсацию морального вреда в пользу К.В.А. в сумме "данные изъяты" рублей, в пользу К.С.В.., ФИО1, ФИО2, ФИО3. в сумме "данные изъяты" рублей каждому, в пользу ФИО4. в сумме "данные изъяты" рублей.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая положения ст.32 ЖК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае выкупная цена за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки в пользу ФИО2, ФИО3, К.С.В., ФИО1 составит по "данные изъяты" рублей каждому. (общая стоимость жилого помещения кадастровый N, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, на котором расположен указанный дом: "данные изъяты" рубля + размер убытков в сумме "данные изъяты" рубля (доля, приходящаяся на жилое помещение площадью 42,6 кв.м.) : 7/30 доли в праве принадлежащей каждому из вышеуказанных истцов)
Выкупная цена за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки в пользу ФИО4 составит "данные изъяты" рублей. (общая стоимость жилого помещения кадастровый N, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, на котором расположен указанный дом: "данные изъяты" рубля + размер убытков в сумме "данные изъяты" рубля (доля, приходящаяся на жилое помещение площадью 42,6 кв.м.) : 2/30 доли в праве принадлежащей данному истцу).
Выкупная цена за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки в пользу К.В.А. составит "данные изъяты" рублей. (общая стоимость жилого помещения кадастровый N, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, на котором расположен указанный дом: "данные изъяты" рубля + размер убытков в сумме "данные изъяты" рубля).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления. Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что обязанность по выплате истцам выкупной цены за изымаемые жилые помещения, земельный участок и убытки должна быть возложена на Администрацию города Твери, а в иске к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику.
Принимая во внимание, что обращение истцов с иском в суд было вызвано длящимся нарушением их жилищных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, учитывая социальную значимость разрешения данного вопроса и длительность нарушения прав истцов, наличие для истцов постоянной угрозы жизни и здоровью как лицам проживающим в непригодном для проживания доме, судебная коллегия полагает в целях защиты нарушенных прав истцов возложить на администрацию города Твери обязанность по выплате выкупной цены путем ее взыскания. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что с момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также изъятия жилых помещений, земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный жилой дом, прошло значительное время. Отсутствие в законе срока, в течение которого земельный участок должен был изъят, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности.
В заседании суда апелляционной инстанции представители администрации города Твери ссылались на наличие сомнений в правильности и обоснованности выводов, содержащихся в экспертном заключении эксперта ООО "РЭА центр "Перспектива" К.В.В., в связи с чем заявили ходатайство о проведении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Однако никаких доказательств, дающих основание сомневаться в правильности и обоснованности экспертного заключения, представителями администрации города Твери не представлено.
Между тем, при разрешении вопроса о проведении по делу судебной оценочной экспертизы представители администрации города Твери, как следует из протокола судебного заседания, не высказывали мотивированных возражений по поводу кандидатуры эксперта К.В.В., не заявляли ей отвод в соответствии со ст. 79 ГПК РФ, а напротив предложили данную кандидатуру эксперта и просили поручить данному эксперту проведение вышеуказанной экспертизы по делу. Данное ходатайство представителей администрации города Твери в части определения кандидатуры эксперта было удовлетворено судебной коллегией.
Как усматривается из заключения судебной экспертизы N 186 при осмотре экспертом К.В.В. спорных помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме с участием сторон от представителя ответчика администрации города Твери - заместителя начальника юридического отдела Департамента управления имуществом и земельными ресурсами г. Твери в адрес эксперта также не поступили какие-либо замечания либо возражения.
Доводы представителей администрации города Твери о наличии оснований не доверять выводам вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом К.В.В. не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы доказательствами не подкреплены, а по своей сути фактически являются оценкой представленного суду доказательства - заключения судебной экспертизы, однако в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ право оценки доказательств предоставляется только суду.
По указанным мотивам судебная коллегия полагает не подлежащим удовлетворению ходатайство представителей администрации города Твери о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, поскольку предусмотренных ст. 87 ГПК РФ оснований для её назначения не имеется.
Само по себе не согласие представителей администрации города Твери с выводами вышеуказанной судебной экспертизы, выполненной экспертом К.В.В. ООО "РЭА Центр "Перспектива" не является основанием для проведения по делу повторной экспертизы.
Также судебная коллегия не находит оснований для вызова и допроса эксперта в судебном заседании суда апелляционной инстанции, так как вызов эксперта в судебное заседание является правом суда. Поскольку экспертное заключение в полном объеме соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, в удовлетворении ходатайства представителей администрации города Твери о вызове и допросе эксперта К.В.В. было отказано.
Доводы представителей администрации города Твери об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду того, что мероприятия по реализации жилищных прав истцов включены в муниципальную программу "Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы" - подпрограмма 2 "Ликвидация аварийного жилья", средства на реализацию подпрограммы в отношении "адрес" запланированы на 2018 год, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Начало процедуры изъятия жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, закон связывает с принятием органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, вместе с тем, как следует из материалов дела, такое решение органом местного самоуправления было принято 28.07.2014 года.
С 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земельных участков. Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры, что имеет место по настоящему делу, не должно умалять права истцов и препятствовать их восстановлению.
Поскольку трехлетний срок с момента принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд истек 28.07.2017 года, при этом ответчик администрация города Твери каких-либо действий для дальнейшей реализации процедуры по выкупу спорных объектов недвижимости у истцов не предприняла до истечения трехлетнего срока, то есть фактически администрация города Твери не исполнила свои обязательства, предусмотренные статьей 32 ЖК РФ, по определению выкупной цены и заключения с истцами соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья, с учетом того, что жилищные права истцов нарушены и за защитой своего нарушенного права истцы обратились до истечения срока действия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд - 17 ноября 2016 года, то на администрацию г. Твери должна быть возложена обязанность выплатить истцам выкупную стоимость спорного жилого помещения, доли земельного участка и убытков.
Разрешая заявленные требования о взыскании в пользу истцов компенсации морального вреда, судебная коллегия полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. По смыслу указанных норм, для возложения на лицо ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, при этом, отсутствие причинно-следственной связи между заявленными истцом последствиями и указанными им действиями предполагаемого причинителя вреда является основанием к отказу в удовлетворении иска о возмещении соответствующего вреда, в том числе и вреда причиненного здоровью гражданина и компенсации морального вреда.
Однако необходимая для возложения на ответчика ответственности совокупность условий не установлена.
Представленные истцами в обоснования заявленных требований медицинские документы сами по себе не позволяют прийти к однозначному выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным истцам нравственным страданиям.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика администрацию города Твери обязанности по компенсации истцам морального вреда не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194, 199, 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 24 марта 2017 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования К.С.В., К.В.А., действующего также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Твери об обязании произвести выплату рыночной стоимости за изымаемый земельный участок и жилые помещения для муниципальных нужд, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации города Твери в пользу ФИО2, ФИО3, К.С.В., ФИО1 выкупную цену за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки - по "данные изъяты" рублей каждому.
Взыскать с Администрации города Твери в пользу ФИО4 выкупную цену за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки в размере - "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Администрации города Твери в пользу К.В.А. выкупную цену за изымаемое жилое помещение, земельный участок и убытки в размере - "данные изъяты" рублей.
После исполнения настоящего решения в части выплаты администрацией города Твери в пользу истцов выкупной цены с учетом убытков за изымаемое недвижимое имущество прекратить право общей долевой собственности
-ФИО2 на 7/30 доли в праве;
- ФИО3 на 7/30 доли в праве;
- К.С.В. на 7/30 доли в праве;
- ФИО1 на 7/30 доли в праве;
- ФИО4 на 2/30 доли в праве;
на жилое помещение: комнаты общей площадью 42,6 кв.м., находящиеся в квартире расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N;
- на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, площадью 1062 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, кадастровый N.
После исполнения настоящего решения в части выплаты администрацией города Твери в пользу истцов выкупной цены с учетом убытков за изымаемое недвижимое имущество прекратить право собственности К.В.А.:
- на жилое помещение: комнату общей площадью 23,4 кв.м., находящуюся в квартире расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N;
- на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, в том числе на земельный участок, площадью 1062 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, кадастровый N.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда и в части требований к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - отказать.
Настоящее решение после его исполнения в части выплаты администрацией города Твери в пользу истцов выкупной цены с учетом убытков за изымаемое недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием "городской округ город Тверь":
- на жилое помещение: комнаты общей площадью 42,6 кв.м., находящиеся в квартире расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N;
- на жилое помещение: комнату общей площадью 23,4 кв.м., находящуюся в квартире расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N;
- на общее имущество многоквартирного дома, в котором расположены вышеуказанные жилые помещения, в том числе на земельный участок, площадью 1062 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, кадастровый N;
- внесения записи о прекращении права истцов на вышеуказанное недвижимое имущество.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи К.И. Лепская
С.П. Лозина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.