Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Пошурковой Е.В. и Цыганковой В.А.
при секретаре
Строгановой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Степанова Валентина Степановича на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2017 года по делу N2-283/17 по иску Степанова Валентина Степановича к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании права собственности на земельный участок и о проведении кадастрового учета земельного участка.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения Степанова В.С. и его представителя Туркиной Т.И., поддержавших жалобу, представителя администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Колюшок О.Ю. и представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Краевского А.А., просивших оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.04.2017 по настоящему делу отказано в удовлетворении требований Степанова В.С. о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 1.200 кв.м по адресу: "адрес", и о проведении кадастрового учета этого земельного участка.
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права, принять новое решение об удовлетворении иска.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, которое извещено о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.156-157), о причине неявки своего представителя не сообщило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного решения.
Как видно из материалов дела, 28.10.1997 главой Александровской поселковой администрации Санкт-Петербурга Т. было издано распоряжение N60/2 об отводе Степанову В.С. земельного участка площадью 1.200 кв.м под индивидуальное строительство жилого дома по адресу: "адрес" в постоянное пользование, и дано разрешение на строительство жилого дома (л.д.8).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, в частности, исходил из отсутствия полномочий по предоставлению земельных участков у главы Александровской поселковой администрации Санкт-Петербурга на момент издания вышеназванного распоряжения.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с этим выводом суда, поскольку в соответствии с абз.2 пункта 3 ст.6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.03.97 N 55-ФЗ, действовавшей на момент издания указанного распоряжения) в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.
Статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.1997 N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" был определен перечень предметов ведения муниципальных образований, согласно которому к их ведению не относился вопрос о предоставлении земельных участков.
В силу пункта 2 названной статьи установленный ею перечень предметов ведения муниципальных образований являлся исчерпывающим и мог быть расширен только законом Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 5 п.2 ст.45 Закона Санкт-Петербурга от 08.10.1996 N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" в его первоначальной редакции к предметам ведения Александровской поселковой администрации, являвшейся согласно п.1 ст.7 Закона территориальным органом Администрации Санкт-Петербурга, на соответствующей территории Санкт-Петербурга было отнесено предоставление в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также во временное пользование (на срок до трех лет) для иных целей, не связанных с возведением зданий и сооружений капитального характера.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.1997 N 112-36 "О внесении изменений в Законы Санкт-Петербурга "Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга" и "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" из последнего закона был исключен вышеназванный пункт 2 статьи 45.
Таким образом, к моменту издания распоряжения N60/2 от 28.10.1997 Александровская поселковая администрация Санкт-Петербурга не была наделена полномочиями по предоставлению земельных участков.
В свою очередь, то обстоятельство, что Александровская поселковая администрация, подлежавшая ликвидации согласно пункту 5 приказа губернатора Санкт-Петербурга от 17.07.1997 N 49-п до 20.10.1997, фактически была ликвидирована 13.02.1998, и то, что в силу пункта 7 приказа губернатора Санкт-Петербурга от 28.08.1997 N 58-п полномочия ликвидируемых поселковых администраций переходили к соответствующим территориальным управлениям Администрации Санкт-Петербурга со дня ликвидации поселковых администраций, не опровергает основанный на приведенных выше нормах законов Санкт-Петербурга вывод об отсутствии у Александровской поселковой администрации полномочий по предоставлению земельных участков на момент издания распоряжения N60/2 от 28.10.1997.
Кроме того, пунктом 3 названого распоряжения районному отделу комитета по земельным ресурсам и землеустройству было предписано изготовить генеральный план земельного участка и осуществить отвод участка в натуре, выдать правоустанавливающие документы на землю.
Согласно пункту 4 распоряжения до согласования проекта дома с районным архитектором и межведомственной комиссией Пушкинской администрации возводить какие-либо строения не разрешалось (л.д.8).
Однако в данном случае отвод спорного земельного участка истцу в натуре не производился, его границы не были установлены и согласованы с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Обратное утверждение истца не подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Между тем, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений "Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", утвержденной 09.03.1992 Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N493, было предусмотрено, что границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства и уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками (пункт 2.3).
Согласно п.2.4 Инструкции границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.
При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.
В соответствии с п.2.5 Инструкции после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В силу п.2.7 Инструкции заполнению государственного акта предшествовало составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, который размещался в государственном акте.
Согласно пунктам 2.16 и 2.17 Инструкции материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно храниться в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации.
Пунктом 3.1 Инструкции было предусмотрено, что государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются гражданам председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах - главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации.
Однако землеустроительное дело в отношении спорного земельного участка с соблюдением требований вышеназванной инструкции сформировано не было и государственный акт о предоставлении этого участка истцу не выдавался.
В силу пункта 3 статьи 6 действующего в настоящее время Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривает, в частности, необходимость подготовки схемы расположения земельного участка и обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В пункте 59 того же Постановления указано, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Федеральным законом от 30.12.2012 N302-ФЗ пункт 2 статьи 8 ГК РФ признан утратившим силу с 01.03.2013, однако в настоящее время аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 8.1 ГК РФ.
Исходя из приведенных норм и разъяснений право собственности на земельный участок у истца возникнуть не могло и не может быть за ним признано. Участок может быть приобретен истцом в собственность только в порядке, установленном земельным законодательством.
При этом до формирования спорного земельного участка и прохождения им государственного кадастрового учета с присвоением кадастрового номера данный земельный участок не может быть признан самостоятельным объектом гражданского оборота.
Законные основания для возложения на ответчиков обязанности по проведению кадастрового учета земельного участка при указанных выше обстоятельствах также отсутствовали.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые повторяют позицию истца в суде первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова Валентина Степановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.