Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
и судей Лобовой Л.В., Зыбелевой Т.Д.,
при секретаре Сихарулидзе А.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Слуцкой Ю.Л. на решение Басманного районного суда г.Москвы от 19 января 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Слуцкой Ю.Л. к ФМС России, МВД России о взыскании компенсации при увольнении, возмещении судебных расходов, отказать.
установила:
Истец Слуцкая Ю.Л. обратилась в суд с иском к ответчикам ФМС России, МВД России, в котором с учетом уточнений, просила взыскать четырехмесячную компенсацию денежного содержания в размере 20 880 долларов США по курсу ЦБ на день выплаты, возмещении судебных расходов на представителя в размере 60 000 руб., расходов на нотариальные услуги в размере 1 200 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что замещала должность государственной гражданской службы РФ в представительстве ФМС России за рубежом в соответствии с заключенным срочным служебным контрактом N 2/14 от 21.01.2014 года. Согласно п.9 контракта ей было установлено денежное содержание, которое состояло из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 6 642 руб.; оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 120% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну по 2 форме; ежемесячного должностного оклада в иностранной валюте; ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в стране пребывания в размере 20% этого оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплаты, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
21 января 2015 года дополнительным соглашением к Контракту срок его действия был продлен до 20 января 2016 года. Затем в связи с ее беременностью Контракт был продлен до окончания беременности, а затем до окончания отпуска по беременности и родам с 18.04.2016 года по 19.08.2016 года. Согласно выписке из приказа от 28 июня 2016 года N 366 л/с Контракт был расторгнут с 19 августа 2016 года в соответствии с п. 8.3. ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2014 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", однако в полном объеме все причитающиеся при увольнении денежные средства не выплачены, а именно не выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в иностранной валюте.
Представитель истца по доверенности Бородин В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МВД России по доверенности Булгаков Д.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представитель ответчика ФМС России в заседание не явился, ранее представил письменные возражения.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Слуцкая Ю.Л.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФМС России не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФМС России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя по Бородина В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика МВД России по доверенности Булгакова Д.В. возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г
N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
В силу статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
В силу п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.
Частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В соответствии с ч.2 ст. 261 ТК РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
На основании Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная службы служба Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Слуцкая Ю.Л. замещала должность государственной гражданской службы Российской Федерации заместителя руководителя представительства ФМС России в Киргизской Республике на основании срочного служебного контракта N2/14 от 21.01.2014г, указанный контракт заключен сроком на 1 год до 20.01.2015г.
21.01.2014 г Федеральной миграционной службой России был издан приказ N 28 л/с о назначении Слуцкой Ю.Л. на должность заместителя руководителя представительства ФМС России в Киргизской Республике, с должностным окладом 6642 руб. в месяц, установлением должностного оклада в размере 4350 долларов США в месяц, ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в стране пребывания в размере 20 процентов этого оклада, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 процентов должностного оклада.
Дополнительным соглашением к служебному контракту N1 от 21.01.2015г в контракт внесены изменения - служебный контракт заключается сроком на один год, с 21.01.2015 г по 20.01.2016г.
11.01.2016г Слуцкая Ю.Л. уведомлена о том, что 19.01.2016г служебный контракт, заключенный с ней будет прекращен по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона Российской Федерации от 27.07.2004г N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Дополнительным соглашением к служебному контракту N2 от 19 января 2016г в контракт внесены изменения - в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса РФ служебных контракт заключается с 21 января 2016 г до окончания беременности Слуцкой Ю.Л.; об окончании беременности Слуцкая Ю.Л. обязана информировать УВС ФМС России и УГСК ОАД ФМС России через руководство Представительства ФМС России в Киргизской Республике.
Согласно выписке из приказа ФМС России N13 л/с от 19 января 2016г срочный служебный контракт со Слуцкой Ю.Л. продлен в соответствии со ст. 261 ТК РФ с сохранением ранее установленных надбавок, с должностным окладом 6 642 руб. в месяц с 21.01.2016г до окончания беременности. Также Слуцкой Ю.Л. установлен должностной оклад в размере 4 350 долларов США в месяц.
11 апреля 2016 г Слуцкая Ю.Л. уведомлена о том, что Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" истец поставлена в известность о предстоящем увольнении по основаниям пункта 8.3 (упразднение государственного органа) части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с дополнительным соглашением N 3 от 04 мая 2016 г к служебному контракту от 21 января 2014 г в контракт внесены изменения - в соответствии с частью второй статьи 261 ТК РФ служебный контракт заключается на период отпуска по беременности и родам с 18 апреля 2016 г по 19 августа 2016г.
Согласно выписке из приказа ФМС России от 04 мая 2016 г N 266 л/с в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ Слуцкой Ю.Л. предоставлен отпуск по беременности и родам с 18 апреля 2016 г по 19 августа 2016 г; в соответствии с частью второй статьи 261 Трудового кодекса РФ срочный служебный контракт с истцом продлен до окончания отпуска по беременности и родам с 18 апреля 2016г по 19 августа 2016г включительно на основании заявления Слуцкой Ю.Л., листка нетрудоспособности, выданного 16 апреля 2016 года медицинским центром "******" Киргизской Республики, г. Бишкек.
Приказом ФМС России N366 л/с от 28.06.2016г срочный служебный контракт расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (упразднение государственного органа), Слуцкая Ю.Л, освобождена от замещаемой должности государственной гражданкой службы и уволена со службы 19 августа 2016 года.
Из представленных в материалы дела расчетных листков, справок, платежных ведомостей следует, что при увольнении Слуцкой Ю.Л. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 32 календарных дня в размере 5701 доллар США, единовременное пособие при увольнении за 88 дней в размере 31 046,28 руб., единовременное пособие при увольнении за 29 дней в размере 10 348,76 руб., компенсация отпуска за 9 дней в размере 3136,50 руб., компенсация за неиспользованный отпуск за 23 календарных дня в размере 8015,50 руб., материальная помощь в размере 10 000 руб., единовременное пособие при рождении ребенка в размере 15 512,65 руб., что не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков четырехмесячной компенсации денежного содержания в размере 20 880 долларов США в рублевом эквиваленте суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не находит исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно части 13 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм размер и порядок выплаты денежного содержания гражданского служащего в иностранной валюте (которое включает в себя должностной оклад месячного денежного содержания как элемент вознаграждения за труд), замещающего должность гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 340 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения и оплаты труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 г N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей", утверждены Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, которые определяют порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (далее - представительства).
Пунктом 5 указанных Правил установлено материально-бытовое обеспечение, предоставляемое работникам, направляемым на работу в представительства.
Согласно подпункта "а" пункта 5 Правил работникам выплачиваются со дня вступления в силу трудового договора до дня пересечения границы Российской Федерации денежное вознаграждение, денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад) в рублях, а со дня пересечения границы Российской Федерации наряду с денежным вознаграждением, денежным содержанием, заработной платой, тарифной ставкой (окладом) в рублях - должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).
Таким образом, из подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей следует, что в отличие от денежного содержания в рублях, выплачиваемого с момента заключения соответствующего контракта, выплаты в иностранной валюте начинают производиться только со дня пересечения границы Российской Федерации. Данное положение также позволяет сделать вывод о компенсационной природе выплат в иностранной валюте сотрудникам загранаппарата, поскольку осуществление таких выплат связано с фактическим обстоятельством - пересечением границы Российской Федерации и направлено на покрытие прогнозируемых расходов работника, которые с необходимостью следуют из факта пребывания лица в иностранном государстве, и в этом смысле они так или иначе связаны с осуществлением трудовой деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 г N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей" финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется за счет ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Между тем, как следует из частей 1, 2 статьи 50, части 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание государственного гражданского служащего выплачивается из формируемого соответствующим федеральным государственным органом фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Таким образом, факт целенаправленного бюджетного финансирования выплат (в том числе в иностранной валюте), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 г N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей", подчеркивает обособленность указанных выплат как от денежного содержания гражданского служащего, так, следовательно, и от воли представителя нанимателя. Указанное обстоятельство также свидетельствует о компенсационной природе выплат в иностранной валюте в связи с работой в представительствах за пределами Российской Федерации.
В связи с изложенным, с учетом положений, определяющих денежное содержание гражданского служащего, оснований для выплаты компенсации в размере четрехмесячного валютного оклада при увольнении истца по п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не имелось.
Ссылки истца в обоснование заявленных требований на постановление Правительства РФ от 06.09.2007 г N 562 "Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" судебная коллегия находит ошибочными.
Указанные Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 2 Правил).
Таким образом, из данного положения также следует, что должностной оклад в иностранной валюте не входит в денежное содержание гражданского служащего.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что была уволена по п. 8.3 ч. 1 ст.37 ФЗ "О государственной гражданской службе", а не в связи с истечением срока служебного контракта, указанные доводы сводятся к мнению истца об ином ожидаемом решение суда по данному делу, что не являться установленным законом основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Иные доводы жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения или сведений, опровергающих, содержащихся в нем выводов, поэтому также не могут явиться основанием к отмене этого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда г.Москвы от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слуцкой Ю.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.