Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Гергиновой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца ... на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований ... к ЗАО "Неодент" отказать,
УСТАНОВИЛА:
Степанова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО "Клиника эстетической стоматологии "Неодент" о защите прав потребителя. С учетом уточненного иска истец указывала, что 19 июня 2015 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на оказание платных услуг по эстетической реставрации ... зубов. Услуги согласно договору были выполнены в полном объеме, однако, качество предоставленной услуги истца не устроило, края между ... м зубами были неровные, контакт между зубами отсутствовал, цвет реставрации был неоднородный, зубы просвечивались, в ... м зубе был скол композитного материала. Кроме того, были повреждены ... , ... зубов, что привело к отеку слизистой. Истец обратился за консультацией, однако, никаких рекомендаций не получила, дефекты устранены не были. 10 июля 2015 г. истец направила претензию на некачественное оказание медицинской услуги с требованием вернуть уплаченные денежные средства. В августе 2015 г. ответчик в лице генерального директора клиники согласился с претензией и предложил за счет ответчика устранить дефекты в клинике ООО "НИК ДенталГуру". 19 августа 2015 г. на приеме в ООО "НИК ДенталГуру" истец пыталась выяснить о поступлении оплаты от ответчика, но безуспешно. 04 сентября 2015 г. на приеме ООО "НИК ДенталГуру" истцу подтвердили поступление оплаты от ответчика за реставрацию ... зубов. Специалистами ООО "НИК ДенталГуру" были устранены недостатки реставрации ... зубов, а также проведена реставрация ... зуба, которую истец оплатила самостоятельно. Чек за реставрацию ... зуба истцу был выдан, чеки за реставрацию ... зубов выданы не были. Кроме того, реставрация была проведена с дефектами, на устранение которых ушло более 6 месяцев. Истцом была направлена претензия на нарушение сроков выполнения работ, в ответ на которую истца уведомили о том, что денежные средства от ответчика в ООО "НИК ДенталГуру" не поступали. 02 февраля 2016 г. истец направила ответчику письмо с требованием предоставить подтверждение оплаты реставрации зубов истца в клинике ООО "НИК ДенталГуру", однако, письмо осталось без ответа. 10 марта 2016 г. истец направила ответчику повторную претензию о некачественном оказании услуг с требованием возвратить уплаченные денежные средства. 25 марта 2016 г. ответчик уведомил истца о том, что денежные средства в ООО "НИК ДенталГуру" на реставрацию зубов истца не направлялись, а также отказался удовлетворить требования истца о возврате денежных средств и возмещении убытков. Указанными действиями ответчика истцу были причинены убытки, а также моральный вред, в связи с чем, истец обратилась в суд и просила взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные за реставрацию ... го зубов в размере ... руб., денежные средства в размере ... руб. в качестве убытков, понесенных истцом за повреждение ... зубов, неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств в размере ... руб., денежные средства в размере ... руб. в счет возмещения убытков, понесенных на оплату противовоспалительных средств, денежные средства в размере ... руб. за реставрацию зубов в клинике ООО "НИК ДенталГуру", ... руб. за диагностический снимок, а также компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Истец ... в судебном заседании уточненные требования поддержала в геном объеме, просила удовлетворить.
Представителя ответчика Уварова Н.В. в судебном заседании в требованиях истцу просила отказать по доводам письменного отзыва на исковое заявление.
Представителя 3-го лица ООО "НИК ДенталГуру" Сарафанов А.Н. в судебном заседании в требованиях истцу просил отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ГК РФ, суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит истец Степанова Н.В., указывая на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела и противоречие их имеющимся доказательствам, которым суд первой инстанции не дал надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу, в том числе, положениями п. 4 ст. 421, ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 27, ст. ст. 10, 12 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 19 июня 2015 г. между ... (Заказчик) и ЗАО "Неодент" (Исполнитель) был заключен договор на оказание медицинских (стоматологических) услуг, предметом которого является обязательство Исполнителя на оказание Заказчику платных стоматологических услуг, включающих в себя установление диагноза, выбор методов лечения, составление плана лечения, проведение лечения в соответствии с установленным диагнозом и планом лечения, отраженным в амбулаторной карте Заказчика N4215.
В соответствии с п.2.2.1 Заказчик имеет право на бесплатную и достоверную информацию о получаемых услугах, знакомиться с документами, подтверждающими квалификацию лечащего врача и правоспособность стоматологической клиники, а также отказаться от получения услуг и получить обратно оплаченную сумму с возмещением Исполнителю затрат, связанных с подготовкой оказания услуг.
Исполнитель имеет лицензию на оказание медицинской помощи N ... от 17 апреля 2015 г., срок действия лицензии - бессрочно (п.3.1 договора). Информация о наименовании и перечне предоставляемых услуг отражены в амбулаторной карте Заказчика (п.3.2 договора).
Для эффективного и безопасного течения и завершения процесса лечения Заказчик обязан соблюдать рекомендации, указанные в амбулаторной карте Заказчика, Исполнитель не несет ответственности за наступление нежелательных осложнений в случае несоблюдения Заказчиком указанных рекомендаций (п.3.3 договора).
С учетом технологий оказания услуг Заказчик должен знать и осознавать вероятность (но необязательность) побочных эффектов и осложнений, связанных с медицинским вмешательством (п.3.4 договора).
Согласно п. 3.4 Договора, в связи с тем, что указанные в амбулаторной карте Заказчика побочные эффекты и осложнения возникают вследствие биологических особенностей организма и используемая Исполнителем технология оказания медицинской помощи не может полностью исключить их вероятность, Исполнитель не несет ответственности за наступление осложнений, если услуги оказаны с соблюдением всех необходимых требований. В случае, если осложнения потребовали оказания срочной медицинской ж мощи, Исполнитель оказывает срочную медицинскую помощь в силу своих возможностей.
Заказчик подтверждает, что ознакомлен с информацией об услугах и условиях предоставления этих услуг Исполнителем (п.3.6 договора).
Кроме того, 19 июня 2015 г. ответчиком были составлены, а истцом подписаны карта опроса пациента, а также информированное добровольное согласие на проведение терапевтического лечения врачом Мухиной Н.С., из которого следует, что врач тщательно обследовал зубы и полость рта истца, объяснил все существующие методы лечения состояния зубной системы истца, обсудил все положительные и отрицательные моменты предложенных методов лечения, истцу был понятен план, объем и цели лечения, возможные осложнения на этапах лечения, истцом получены ответы на все вопросы, квалификации врача истец доверяет, на лечение согласна, с суммой и формой оплаты согласна, прейскурант, принятый в клинике, истцу известен. Кроме того, ... согласилась, что лечащий врач не будет нести ответственности за результаты лечения на его этапах до завершения, если ... обратиться по собственной инициативе и/или без ведома лечащего врача в другую клинику (к другим врачам).
Как следует из медицинской карты N ... , оформленной ответчиком, при первичной консультации, жалобы пациента были на неэстетичный вид верхних передних зубов, зубы были лечены несколько месяцев назад, диагноз кариес дентина. Врачом Мухиной Н.С. была оказана услуга по постановке пломбы и восстановлению анатомической формы ...
Денежные средства в общем размере ... руб. были уплачены истом в полном объеме, что подтверждается квитанциями на оплату и кассовыми чеками.
26 июня 2015 г. истец обратилась к ответчику с жалобами на травму десны над ... зубом, после реставрации . ... , цвет реставрации неоднородный, на ... просвечивает естественный цвет, в результате реставрации повреждены ... зубы, между ... зубом просвечивает налет.
26 июня 2015 г. истцом было подписано информированное добровольное согласие на проведение терапевтического лечения врачом Бабиным И.А., из которого следует, что врач тщательно обследовал зубы и полость рта истца, объяснил все существующие методы лечения состояния зубной системы истца, обсудил все положительные и отрицательные моменты предложенных методов лечения, истцу был понятен план, объем и цели лечения, возможные осложнения на этапах лечения, истцом получены ответы на все вопросы, квалификации врача истец доверяет, на лечение согласна, с суммой и формой оплаты согласна, прейскурант, принятый в клинике, истцу известен. Кроме того, ... согласилась, что лечащий врач не будет нести ответственности за результаты лечения на его этапах до завершения, если ... обратиться по собственной инициативе и/или без ведома лечащего врача в другую клинику (к другим врачам).
Объективно врачом Бабиным И.А. было установлено, что имеет место скол реставрации ... мм, слизистая оболочка зажила не полностью, диагноз - ... зубов, рекомендовано ОПТГ (рентгенологическое исследование) и консультация пародонтолога, от которых истец отказалась, о чем имеется запись в медицинской карте N4215.
10 июля 2015 г. истец обратилась с жалобой на болезненное состояние десны, невозможность убрать дефекты реставрации ...
Объективно врачом Бабиным И.А. было установлено, что десневые сосочки между зубами ... , слизистая не воспалена. Проведено лечение дентальной пастой "солкосерил", а также, по просьбе пациента, медицинской самоклеящейся пленкой, была предложена замена реставрации ... , так как воспаления на десне нет, рекомендована консультация пародонтолога, от которых истец отказалась, о чем имеется запись в медицинской карте N4215.
20 июля 2015 г. истец обратилась к ответчику с целью профессиональной гигиены и диагностики пародонта. Проведено удаление налета, антисептическая обработка, удаление налета в области контактных пунктов 4.2, 4.3 методом "air flow", полировка, в область зуба 4.3 нанесена дентальная паста "солкосерил", аппликация "fluocal gel" (для профилактики кариеса), даны рекомендации, назначено повторное посещение в течение 2-х недель для диагностических мероприятий, а именно консультации терапевта, консультации пародонтолога, о чем имеется запись в медицинской карте N 4215.
17 августа 2015 г. между истцом и ООО "НИК ДенталГуру" был заключен договор N1232, согласно условиям которого, клиника после полного стоматологического обследования полости рта и установления предварительного диагноза предлагает пациенту план лечения, который, в случае согласия пациента, является основанием для последующего произведения лечебных мероприятий и оплаты.
Из согласованного плана лечения в ООО "НИК ДенталГуру" от 16 июля 2015 г. следует, что ... была согласована установка 4-х реставрационных виниров технологии Enamel (винир - термин, применяемый при косметическом протезировании зубов - внешнее покрытия зуба материалом, способным изменить формы и цвет зубов, позволяющая корректировать цвет зуба и нарушение его формы).
Из медицинской карты стоматологического больного усматривается, что ... обратилась в ООО "НИК ДенталГуру" с жалобами на темное пятно на переднем зубе, неудовлетворительный внешний вид реставраций, в качестве причины развития настоящего заболевания истцом было указано, что ... был реставрирован несколько месяцев назад, зубы от ... были отреставрированы еще раньше в другой клинике, недавно (около 2-х недель назад) появились темные пятна на зубах. ... был поставлен диагноз " ... рекомендовано лечение вторичного кариеса на зубе 12, замена реставраций на зубах ... , так как пациентка недовольна внешним видом зубов и их цветом.
04 сентября 2015 г. ... было проведено лечение вторичного кариеса, а также замена реставраций, поскольку пациентку не удовлетворяет внешний вид и цвет зубов ... , при этом в медицинской карте отмечено, что дефектов и видимых деформаций на реставрациях нет. С пациентом также обсужден вопрос об исправлении скученности зубов ... и выведение их в пределы нормальных эстетических контуров.
Как следует из докладной записки координатора лечения ... от 04 сентября 2015 г., ... оплатила только одну реставрацию, от оплаты остальных четырех реставраций отказалась, аргументируя это тем, что ей нужно к ним привыкнуть.
16 сентября 2015 г. проведена коррекция реставраций, замечаний и жалоб нет.
Как следует из докладной записки координатора лечения ... от 16 сентября 2015 г., ... долг оплатить отказывается.
07 октября 2015 г. ... обратилась с жалобой на неудовлетворительную форму реставрации. Пациентке была проведена коррекция, замечаний и жалоб нет.
16 октября 2015 г. была проведена полировка реставраций, замечаний и жалоб нет.
05 ноября 2015 г. истец снова обратилась с жалобой на неудовлетворительную форму реставраций. При этом из медицинской карты следует, что четко сформулировать суть претензии ... не смогла, на предложение сделать восковое моделирование ответила отказом, от подписи в карте об отказе от воскового моделирования также отказалась, мотивируя это тем, что не видит смысла, на вопрос о том, почему ранее не было претензий к работе, ответила, что раньше нравилось, а теперь не нравится.
17 ноября 2015 г. у ... были сняты слепки для воскового
моделирования.
02 декабря 2015 г. на приеме у врача со ... было обсуждено восковое моделирование, сделаны поправки согласно пожеланиям пациентки, в конечном итоге восковое моделирование с правками по форме соответствует форме существующих реставраций, однако, пациентка настаивает на переделке работы.
30 декабря 2015 г. на приеме у врача ... не смогла сформулировать суть претензий, истцу было предложено выполнение работы на керамических винирах с предварительным моделированием, от которого пациентка отказалась, о чем также имеется запись в медицинской карте.
29 января 2016 г. истец обратилась в ООО "НИК ДенталГуру" с требованием вернуть уплаченные денежные средства, в ответ на которую ООО "НИК ДенталГуру" разъяснило, что денежные средства по факту истцом не оплачены, в связи с чем, у истца перед ООО "НИК ДенталГуру" существует задолженность в размере ... руб. и, в случае их неоплаты, ООО "НИК ДенталГуру" будет вынуждено обратиться в суд.
10 марта 2016 г. истец обратилась в ЗАО "Неодент" с запросом, в ответ на которое ЗАО "Неодент" разъяснило истцу, в том числе, что истец отказалась выполнять рекомендации врача, от устранения скола пломбы истец дважды отказалась, и что между ЗАО "Неодент" и ООО "НИК ДенталГуру" отсутствует договор об оплате лечения истца.
Не согласившись с действиями ответчика, истец обратилась в суд.
В ходе судебного разбирательства судом были допрошены свидетели Хабиев К.Н. - врач клиники ООО "НИК ДенталГуру", Шевченко О.В., Мухина Н.С., Бабин И.А. -врачи клиники ЗАО "Неодент".
Показания свидетелей, предупреждённых об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, судом оценены в совокупности с собранными по делу доказательствами и получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что из уточненного искового заявления следует, что истец обратилась в ООО "НИК ДенталГуру" 4 сентября 2015 г., то есть спустя два месяца после предполагаемого отказа врачей ЗАО "Неодент" устранить допущенные недостатки. Однако данный довод опровергается согласованным планом лечения на установку реставрационных виниров, подписанных Степановой Н.В. 16 июля 2015 г., то есть через неделю после приема доктора ЗАО "Неодент" от 10 июля 2015 г. и за 3 дня до проведения профессиональной гигиены в ЗАО "Неодент".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о причинении ей ответчиком убытков в виде денежных средств, уплаченных за реставрацию ... зубов, убытков, понесенных истцом за повреждение ... зубов, взыскании денежных средств в размере ... руб. за реставрацию зубов в клинике ООО "НИК ДенталГуру", не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что истцом не было представлено доказательств того, что реставрация ... зубов была проведена некачественно, поскольку из медицинской карты истца в ООО "НИК ДенталГуру" следует, что истец была недовольна внешним видом зубов и их цветом, а не качеством произведенной работы; не представлено доказательств того, что ... зубы истца были повреждены и, в связи с этим, ею были понесены расходы, связанные с устранением этого повреждения; не представлено доказательств того, что денежные средства в размере ... руб. были уплачены истцом в пользу ООО "НИК ДенталГуру".
Суд первой инстанции также не нашел правовых оснований для взыскания денежных средств по оплате противовоспалительных средств, поскольку они были потрачены истцом за период с 26.06.2015 г. по 18.12.2015 г. на препараты "Холисал" и "Селкосерил. Дентальная паста", которые в рекомендациях врачей ЗАО "Неодент" и ООО "НИК ДенталГуру" не значатся, в связи с чем, суд пришел к выводу, что указанные препараты истцом использовались без назначения врача, по своему усмотрению.
В возмещении денежных средств за диагностический снимок суд также отказал, поскольку истцом не было представлено доказательств того, что снимок был сделан не для диагностики вторичного кариеса на ... истца.
Принимая во внимание, что требования истца, в связи с нарушением прав потребителя, подтверждения не нашли, а обстоятельства, свидетельствующие о причинении истцу физических и нравственных страданий, также не установлены, суд первой инстанции правомерно отказал и в удовлетворении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе истец указывала, что суд первой инстанции неверно оценил собранные по делу доказательства. Так ... , указывалось, что ответчиком были некачественно оказаны стоматологические услуги, а именно: после реставрации ... у истицы открылось кровотечение, десны сильно воспалились, исчез межзубный десневой сосочек, произошло значительное повышение десны над зубами, края между ... зубами были неровные, контакт между зубами отсутствовал, между зубами стала забиваться пища, в ..зубе был скол композитного материала, в краях между зубами просвечивались обточенные зубы, повреждена реставрация двух соседних зубов ... Для устранения вышеуказанных недостатков Истец обратилась в клинику ООО "НИК "Дентал Гуру".
Однако, как следует из материалов дела и пояснений ответчика, такие осложнения, как кровотечение, воспаление, возникающие после медицинского вмешательства, являются вариациями нормы, если они обратимы. Истец о возможности таких последствий была проинформирована и дала согласие на проведение медицинских манипуляций. В дальнейшем при повторном осмотре кровотечение и воспаления отсутствовали.
Довод истца о том, что вследствие некачественно оказанной услуги, у нее отсутствовал контакт между зубами, то такой недостаток обнаружен не был. Истцом также не было представлено доказательств, подтверждающих данных факт.
Единственной претензией истца на момент завершения лечения в клинике был неэстетичный, по ее мнению, вид реставрации, а не объективные недостатки в работе.
Данное обстоятельство также подтверждается тем, что ... в клинику ООО "НИК "ДенталГуру" обратилась именно в связи с внешним видом реставрации, а не в связи с исправлением недостатков в работе.
В суд апелляционной инстанции предоставлена амбулаторная история болезни ... из клиники ООО "Стоматология и Косметология", причиной обращения в которую послужило коррекция формы. Как следует из медицинской карты, в клинику истец обратилась 14 декабря 2016 года, т.е. после рассмотрения дела в Замоскворецком районном суде г. Москвы и вынесения решения. В связи с этим указанная история болезни правового значения не имеет и допустимым доказательством по делу служить не может.
Доводы апелляционной жалобы ... судебной коллегией проверены, однако не могут служить основанием к отмене решения, поскольку по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства делу, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, а юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, нормы материального и процессуального права применены верно и оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья С.Б. Ломазов
Дело N 33-32295
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Гергиновой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца ... на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года,
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.