Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Рачиной К.А., Пильгановой В.М.,
при секретаре Сихарулидзе А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Мартынова Валерия Вячеславовича
на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 31 марта 2017 года, которым постановлено:
в иске Мартынова Валерия Вячеславовича к Государственному учреждению -Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии отказать,
установила:
Мартынов В.В. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указывая, что не согласен с решением ответчика от 13.10.2016 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагает, что обладает правом на назначение досрочной страховой пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда, в связи с чем просил суд признать решение комиссии ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 13.10.2016 года незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с 13.05.1983 года по 15.01.1990 года в должности сверловщика на Московском прожекторном заводе и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11.08.2016 года.
Истец и его представитель в судебное заседание явил ись , исковые требования поддержал и .
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Мартынов В.В.
Проверив материалы дела, выслушав истца Мартынова В.В., представителя истца Емелюкову Т.А., представителя ответчика Чурюкину А.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что истец Мартынов Валерий Вячеславович, 11 августа 1958 года рождения, обратился 13.07.2016 года в клиентскую службу "Южнопортовый" Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.10.2016 года N ***, и протокола N *** от 14.02.2017 года, принятого во изменение протокола от 13.10.2016 года N ***, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, включены следующие периоды работы Мартынова В.В. общей продолжительностью 06 лет 00 месяцев 24 дня: с 13.05.1983 года по 30.09.1983 года, с 03.10.1983 года по 31.10.1984 года, с 01.01.1985 го да по 01.09.1985 года, с 03.09.1985 года по 31.07.1986 года, с 03.08.1986 года по 30.11.1986 года, с 09.12.1986 года по 30.06.1987 года, с 01.08.1987 года по 31.10.1987 года, с 01.01.1988 года по 31.10.1988 года, с 01.01.1989 года по 15.01.1990 года - в должности слесаря-инструментальщика на Московском прожекторном заводе.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены следующие периоды работы Мартынова В.В.: выполнение государственных обязанностей и военные сборы с 01.10.1983 года по 02.10.1983 года, с 01.08.1986 года по 02.08.1986 года, с 01.12.1986 года по 08.12.1986 года; периода оплаты труда по среднему заработку: с 01.11.1984 года по 31.12.1984 года, с 01.07.1987 года по 31.07.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.12.1987 года, с 01.11.1988 года по 31.12.1988 года, так как данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N516.
Комиссией было рекомендовано отказать Мартынову В.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 06 месяцев.
В соответствии с трудовой книжкой серии *** N *** на имя Мартынова В.В., *** года рождения, истец 17.10.1978 года зачислен на Прожекторный завод слесарем-инструментальщиком 3 разряда (распоряжение N *** от 11.10.1978 года), 04.01.1980 года переведен в 56 цех слесарем-инструментальщиком 4 разряда, 28.08.1981 года присвоен 5 разряд слесаря -инструментальщика 56 цех, 04.02.1983 года переведен в 10 цех уч. сверловщика, 13.05.1983 года присвоен 2 разряд сверловщика 10 цеха, 01.04.1988 года в связи с введением новых тарифных ставок и должностных окладов установлен 2 разряд сверловщика, 15.01.1990 года уволен по собственному желанию по ст.31 КЗоТ РСФСР (приказ N *** от 11.01.1990 года).
В соответствии с актом документальной проверки сведений о специальном страховой стаже застрахованных лиц N2493 от 15 сентября 2016 года, составленным специалистом Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области в результате проверки установлено, что Мартынов В.В. работал с 13.05.1983 года по 15.01.1990 года сверловщиком и был занят механической обработкой изделий из стекловолокна, стеклопластика. Характер выполняемой работы соответствует требованиям Списка N2, раздел XXXIII "Общие профессии", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10. По информации, содержащехся в лицевых счетах по заработной плате, начисление заработной платы за 1983-1990 г.г. производилось в полном объеме за исключением 1983 год: октябрь - оплата гос. обязанности и общественных обязанностей, военные сборы 2 дня; 1984 год: ноябрь - оплата по среднему заработку, декабрь - оплата по среднему заработку; 1986 год: август- оплата гос. обязанности и общественных обязанностей, военные сборы 2 дня, декабрь - оплата гос. обязанности и общественных обязанностей, военные сборы 8 дне; 1987 год: июль - оплата по среднему заработку, ноябрь - оплата по среднему заработку, декабрь - оплата по среднему заработку; 1988 год: ноябрь - оплата по среднему заработку, декабрь - оплата по среднему заработку.
Также стаж истца в спорный период подтверждается льготной справкой от 30.10.2016 года N ***, выданной ОАО "Московский Прожекторный Завод", из которой следует, что истец работал полный рабочий день, неделю, административные отпуска не предоставлялись, простоев и работы с сокращенным днем не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца в должности слесаря-инструментальщика на Московском прожекторном заводе были включены ответчиком в подсчет специального стажа, а включение в специальный стаж дней выполнения гособязанностей и военных сборов, как и дней оплаты труда по среднему заработку не предусмотрено Правилами N 516.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем законодательстве о пенсиях) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года); Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
Как установлено п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что впервые понятие полного рабочего дня для периодов работ, подлежащих включению в специальный стаж по Списку N 2 от 1991 года, было введено с 01 января 1992 года в соответствии с п. 2 Разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года N 517", утвержденного приказом Министерства труда РСФСР и Министерства социальной защиты РСФСР от 08 января 1992 года N 3/235 (утратили силу в связи с изданием Постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 2), в соответствии с которым под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включалось выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Поскольку до 01.01.1992 для включения в льготный стаж периодов работы не требовалось обязательного документального подтверждения полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, учитывая данные льготной справки работодателя и то, что выполнение истцом трудовых обязанностей в оспариваемые периоды соответствует профессиям, предусмотренным вышеуказанным Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда и подтверждено документально, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о законности отказа пенсионного органа в зачете в специальный стаж истца периодов работы истца с оплатой труда по среднему заработку: с 01.11.1984 года по 31.12.1984 года, с 01.07.1987 года по 31.07.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.12.1987 года, с 01.11.1988 года по 31.12.1988 года.
Что касается доводов ответчика о невозможности включения в подсчет специального стажа истца периодов нахождения на военных сборах, судебная коллегия признает их несостоятельными. В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшей в спорный период, прохождение военных сборов относилось к исполнению обязанностей военной службы. Действующим в настоящее время Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" также предусмотрено, что под исполнением обязанностей военной службы понимается в том числе и прохождение военных сборов.
Согласно статьи 72 вышеназванного Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", пункта 32 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г. N 605, за гражданами, призванными на военные сборы, сохраняется за время сборов занимаемая должность и им выплачивается средний заработок.
И поскольку за время прохождения военных сборов за Мартыновым В.В. должна была сохраняться средняя заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а выполнение иных гособязанностей, кроме пребывания на военных сборах, не установлено, истец также указывает, что иных гособязанностей не выполнял, то такие периоды также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом установленных по делу обстоятельств, решение пенсионного органа не может быть признанно законным, в подсчет специального стажа Мартынова В.В. подлежат включению периоды нахождения на военных сборах и выполнения гособязанностей с 01.10.1983 года по 02.10.1983 года, с 01.08.1986 года по 02.08.1986 года, с 01.12.1986 года по 08.12.1986 года, а также периоды работы в должности сверловщика на Московском прожекторном заводе с оплатой из среднего заработка с 01.11.1984 года по 31.12.1984 года, с 01.07.1987 года по 31.07.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.12.1987 года, с 01.11.1988 года по 31.12.1988 года.
При включении указанных периодов в подсчет специального стажа - 7 месяцев 16 дней, у истца, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами - 6 лет 24 дня, образуется необходимый специальный стаж - 6 лет 8 месяцев 10 дней для назначения истцу пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 2 года, то есть с 58 лет, которые истец достиг с 11.08.2016 года.
При таких данных, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Мартынова В.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 31 марта 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Мартынова В.В. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области от 13.10.2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Мартынова Валерия Вячеславовича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.10.1983 года по 02.10.1983 года, с 01.08.1986 года по 02.08.1986 года, с 01.12.1986 года по 08.12.1986 года, с 01.11.1984 года по 31.12.1984 года, с 01.07.1987 года по 31.07.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.12.1987 года, с 01.11.1988 года по 31.12.1988 года в должности сверловщика на Московском прожекторном заводе.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области назначить Мартынову Валерию Вячеславовичу досрочную страховую пенсию по старости с 11.08.2016 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.