Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.,
и с удей Дегтеревой О.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Баулина Романа Вячеславовича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Баулина Романа Вячеславовича к Министерству внутренних дел России, Ликвидационной комиссии ФМС России о признании приказов в части расторжения контракта и увольнения со службы незаконными, восстановления на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Баулин Р.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России, Ликвидационной комиссии ФМС России с учетом уточненных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать незаконным приказ МВД России от 15 августа 2016 года N*** в части расторжения контракта и увольнения его со службы в органах внутренних дел, признать незаконным приказ ФМС России от 31 августа 2016 года N*** в части расторжения контракта и увольнения со службы, восстановить его на службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 31 августа 2016 года, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда с МВД России в размере 20 000 рублей, с ФМС России в размере 20 000 рублей.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что с октября 2014 года проходил службу в должности инспектора по особым поручениям отдела организации противодействия незаконной миграции иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России, приказом ФМС России от 31.08.2016 года N*** он уволен по пункту 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) части 2 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный приказ ФМС России был издан на основании приказа МВД РФ N*** от 15 августа 2016 года. Полагал увольнение из органов внутренних незаконным, так как при увольнении истцу не были предложены вакантные должности, порядок увольнения соблюден не был.
В судебном заседании истец Баулин Р.В. и его представитель Тасалов А.М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика МВД России и Ликвидационной комиссии ФМС России исковые требования не признали, представили возражения на иск.
Суд, постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Баулин Р.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ( ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав Баулина Р.В. и его представителя, поддержавших доводы жалобы, представителя МВД РФ по доверенности Бетхольда А.А., прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно п. 1 ч. 2 статьи 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 36 указанного Закона при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры в случае сокращения должности в органах внутренних дел, правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены.
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена, в частности, Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов (п. п. "а", "в" п. 2 Указа). Подпунктом "б" пункта 3 названного Указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником, в том числе, упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1025-р " Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России " (далее - распоряжение N 1025-р) ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат , должны быть завершены по 31 декабря 2016 г. включительно (пункт 3).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 30 августа 2004 года по 09 сентября 2016 года являлся сотрудником органов внутренних дел.
С октября 2014 года Баулин Р.В. проходил службу в должности инспектора по особым поручениям отдела организации противодействия незаконной миграции иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России, имел специальное звание - майор.
08 апреля 2016 года Баулин Р.В. был под роспись ознакомлен с уведомлением о прекращении или расторжении контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В МВД России поступили материалы на увольнение Баулина Р.В., на основании которых был издан приказ МВД России о его увольнении по основанию, указанному в представлении на увольнении.
Приказом МВД РФ N*** от 15 августа 2016 года с истцом расторгнут контракт на основании части 2 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
24.08.2016 года, истец был ознакомлен с представлением к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 31 августа 2016 года N*** истец был уволен по пункту 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) части 2 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также судом установлено, что в МВД России обращений, заявлений, рапортов от истца с просьбой о назначении на какую-либо конкретную должность не поступало, в связи с этим МВД России не могло принять участие в оказании содействия в трудоустройстве Баулина Р.В., поэтому доводы истца о том, что на момент увольнения он оставался в кадрах МВД России и ему должны были быть предложены вакантные должности в МВД России, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и обоснованно отклонены судом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , с учетом требований закона, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Баулина Р.В. о признании незаконными приказов МВД России от 15 августа 2016 года N*** и ФМС России от 31 августа 2016 года N*** в части расторжения контракта и увольнения его со службы, с учетом того, что порядок увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" соблюден.
Доводы Баулина Р.В. о том, что процедуру увольнения по сокращению штатов и предложение вакантных должностей по отношению к нему должно было проводить МВД России, являются необоснованными.
Согласно Приказу ФМС России от 15.04.2013 N199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установленный приказом МВД порядок применяется в отношении сотрудников, прикомандированных к ФМС России, при представлении сотрудников к увольнению со службы в органах внутренних дел и оформлении документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел. В отношении сотрудников, замещающих должности, назначение на которые производится руководителем ФМС России, расторжение контракта производится руководителем ФМС России.
Как верно установлено судом, увольнение истца произведено полномочным лицом, при наличии основания к увольнению, предусмотренного п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ".
Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы истца о том, что ему не были предложены для трудоустройства все имеющиеся в МВД России вакантные должности, не соблюдение ответчиком требований ст.179 ТК РФ, поскольку такая обязанность у ответчика также отсутствует, с учетом того, что ФМС России не являлось структурным подразделением МВД России, то при ее ликвидации, как самостоятельного федерального органа исполнительной власти, отсутствовали основания для предложения истцу вакантных должностей в МВД России, либо территориальном органе власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов, в соответствии со статьей 36 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 года.
Кроме того, основания для зачисления в распоряжение МВД России для дальнейшего трудоустройства истца также отсутствовали и в силу п.9 части 10 статьи 36 вышеназванного закона, поскольку в данном случае решение об окончании прикомандирования истца к ФМС России принято не было, в связи с чем отсутствовали основания для его зачисления в распоряжение МВД России.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд правомерно отказал и в удовлетворении производных требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Поскольку нарушений трудовых прав Баулина Р.В., оспариваемым решением суда установлено не было, то вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Баулину Р.В. в полном объеме признается судебной коллегией законным и обоснованным.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются материалами дела и не противоречат требованиям закона.
Иные доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований, влекущих безусловную отмену судебного постановления независимо от доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Баулина Р.В. - б ез удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.